Чугун (Cast iron) — это
Серый чугун обладает выдающимися литейными характеристиками (низкая температура затвердевания, текучесть в расплавленном состоянии, минимальное усадка) и является основным материалом для лития.
Кроме углерода, серый чугун всегда содержит в себе другие элементы. Важнейшие из них это кремний и марганец. В большинстве марок серого чугуна содержание углерода лежит в пределах 2,4-3,8 %, кремния 1-4 % и марганца до 1,4 %.
Ко́вкий чугу́н — условное название мягкого и вязкого чугуна, получаемого из белого чугуна отливкой и дальнейшей термической обработкой. Используется длительный отжиг, в результате которого происходит распад цементита с образованием графита, то есть процесс графитизации, и поэтому такой отжиг называют графитизирующим.
Ковкий чугун, как и серый, состоит из сталистой основы и содержит углерод в виде графита, однако графитовые включения в ковком чугуне иные, чем в обычном сером чугуне. Разница в том, что включения графита в ковком чугуне расположены в форме хлопьев, которые получаются при отжиге, и изолированны друг от друга, в результате чего металлическая основа менее разобщена, и чугун обладает некоторой вязкостью и пластичностью. Из-за своей хлопьевидной формы и способа получения (отжиг) графит в ковком чугуне часто называют углеродом отжига.
По составу белый чугун, подвергающийся отжигу на ковкий чугун, является доэвтектическим и имеет структуру ледебурит + цементит (вторичный) + перлит. Для получения структуры феррит + углерод отжига в процессе отжига должен быть разложен цементит ледебурита, вторичный цементит и цементит эвтектоидный, то есть входящий в перлит. Разложение цементита ледебурита и цементита вторичного (частично) происходит на первой стадии графитизации, которую проводят при температуре выше критической (950—1000 °С); разложение эвтектоидного цементита происходит на второй стадии графитизации, которую проводят путём выдержки при температуре ниже критической (740—720 °С), или при медленном охлаждении в интервале критических температур (760—720 °С).
Высокопрочный чугун — чугун, имеющий графитные включения сфероидальной формы.
Графит сфероидальной формы имеет меньшее отношение его поверхности к объему, что определяет наибольшую сплошность металлической основы, а, следовательно, и прочность чугуна. Структура металлической основы чугунов с шаровидным (сфероидальным) графитом такая же, как и в обычном сером чугуне, то есть, в зависимости от химического состава чугуна, скорости охлаждения (толщины стенки отливки) могут быть получены чугуны со следующей структурой: феррит + шаровидный графит (ферритный высокопрочный чугун), феррит + перлит + шаровидный графит (феррито-перлитный высокопрочный чугун), перлит + шаровидный графит (перлитный высокопрочный чугун).
Наиболее часто применяется для изготовления предметов торговли ответственного назначения в машиностроении, а также для производства высокопрочных труб (водоснабжение, водоотведение, газо-, нефте-проводы). Предмета торговли и трубы из Высокопрочного чугуна отличаются высокой прочностью, долговечностью, высокими эксплуатационными свойствами.
Половинчатый чугун
В половинчатом чугуне часть углерода (более 0,8 %) содержится в виде цементита. Структурные составляющие такого чугуна — перлит, ледебурит и пластинчатый графит.
Классификация и свойства чугуна.
В зависимости от содержания углерода серый чугун называется доэвтектическим (2,14-4,3 % углерода), эвтектическим (4,3 %) или заэвтектическим (4,3-6,67 %). Состав сплава влияет на структуру материала.
В зависимости от состояния и содержания углерода в чугуне различают: белые и серые (по цвету излома, который обуславливается структурой углерода в чугуне в виде карбида железа или свободного графита), высокопрочные с шаровидным графитом, ковкие чугуны, чугуны с вермикулярным графитом. В белом чугуне углерод присутствует в виде цементита, в сером — в основном в виде графита.
Чугун, получаемый в доменных печах, подразделяется на передельный чугун, используемый для передела в сталь, и литейный чугун, служащий одним из основных компонентов шихты в чугунолитейном производстве.
Передельный чугун. Передельный чугун — первичный сплав железа, выплавленный в доменной печи и идущий (в жидком или твёрдом виде) в переработку (передел) на сталь главным образом в мартеновских печах или кислородных конвертерах. От др. видов металла, получаемого в доменных печах (литейных и зеркального чугунов, ферросилиция и ферромарганца), Передельный чугун отличается низким содержанием Si и Mn (не более 1,75% каждого). Передельный чугун, предназначенный для кислородно-конвертерного передела, имеет более узкие пределы колебаний химического состава по Si, Mn и S. Выплавляется также высококачественный Передельный чугун, который характеризуется низким содержанием Р (0,020-0,060%) и S (0,015-0,025%). Передельный чугун- основная продукция доменного производства. В 1970 производство Передельный чугун составляло примерно 90% от всего сортамента чугунов.
Литейный чугун. Литейный чугун — выплавляемый в доменной печи чугун, содержащий подавляющую часть углерода в виде свободного графита и имеющий в своём составе кремний до 3,75%; применяется для получения отливок в литейном производстве. Выплавляют коксовый, древесноугольный и специальный Литейный чугун
В СССР чугун выпускают 6 марок от ЛКО до ЛК5 с содержанием углерода 3,5—4,5%, кремния 0,75—3,75%, которые по содержанию марганца делятся каждая на 3 группы, по содержанию серы — на 3 категории, по содержанию фосфора — на 4 класса. Древесноугольный чугун, выпускаемый в ограниченном количестве, содержит углерода 3,7—4,4%, кремния 1,25—2,75% и значительно меньше фосфора и серы по сравнению с коксовым чугуном. Для отливок особо высокого качества используют так называемый синтетический чугун, получаемый переплавом стальных отходов и собственного возврата и науглероживаемый графитсодержащими материалами.
Литейный чугун поставляется в чушках и входит в состав шихтовых материалов, используемых в производстве отливок из серого, ковкого, отбелённого чугуна, в том числе легированного чугуна и модифицированного чугуна.
До 70-х гг. 20 в. в доменных печах иногда выплавляли т. н. зеркальный чугун (10—25% Mn), применявшийся в качестве раскислителя при выплавке стали и для получения специальных видов чугун При использовании для выплавки чугун железных руд, содержащих Сг, никель, Ti и др. легирующие элементы, получают т. н. природнолегированные чугун При производстве отливок в чугунолитейных цехах чугун подразделяют: в зависимости от степени графитизации, обусловливающей вид излома, — на серый, белый и половинчатый (или отбелённый); в зависимости от формы включений графита — на чугун с пластинчатым, шаровидным (высокопрочный чугун), вермикулярным и хлопьевидным (ковкий чугун) графитом; в зависимости от характера металлической основы — на перлитный, ферритный, перлитно-ферритный, аустенитный, бейнитный и мартенситный; в зависимости от назначения — на конструкционный и чугун со специальными свойствами; по химическому составу — на легированные и нелегированные.
Чугун и его применение. Серый чугун — наиболее широко применяемый вид чугун (машиностроение, сантехника, строительные конструкции) — имеет включения графита пластинчатой формы. Для деталей из серого чугун характерны малая чувствительность к влиянию внешних концентраторов напряжений при циклических нагружениях и более высокий коэффициент поглощения колебаний при вибрациях деталей (в 2—4 раза выше, чем у стали). Важная конструкционная особенность серого чугун — более высокое, чем у стали, отношение предела текучести к пределу прочности на растяжение. Наличие графита улучшает условия смазки при трении, что повышает антифрикционные свойства чугун Свойства серого чугун зависят от структуры металлической основы, формы, величины, количества и характера распределения включений графита. Перлитный серый чугун имеет высокие прочностные свойства и применяется для цилиндров, втулок и др. нагруженных деталей двигателей, станин и т.д. Для менее ответственных деталей используют серый чугун с ферритно-перлитной металлической основой.
Белый чугун представляет собой сплав, в котором избыточный углерод, не находящийся в твёрдом растворе железа, присутствует в связанном состоянии в виде карбидов железа Fe3C (цементит) или т. н. специальных карбидов (в легированном чугун). Кристаллизация белых чугун происходит по метастабильной системе с образованием цементита и перлита. Белый чугун вследствие низких механических свойств и хрупкости имеет ограниченное применение для деталей простой конфигурации, работающих в условиях повышенного абразивного амортизации. Легирование белого чугун карбидообразующими элементами (Cr, W, Mo и др.) повышает его износостойкость.
Половинчатый чугун содержит часть углерода в свободном состоянии в виде графита, а часть — в связанном в виде карбидов. Применяется в качестве фрикционного материала, работающего в условиях сухого трения (тормозные колодки), а также для изготовления деталей повышенной износостойкости (прокатные, бумагоделательные, мукомольные валки).
Ковким называется чугун в отливках, изготовленных из белого чугун и подвергнутых последующему графитизирующему отжигу, в результате чего цементит распадается, а образующийся графит приобретает форму хлопьев. Ковкий чугун обладает лучшей демпфирующей способностью, чем сталь, и меньшей чувствительностью к надрезам, удовлетворительно работает при низких температурах. Механические свойства ковкого чугун определяются структурой металлической основы, количеством и степенью компактности включений графита. Металлическая основа ковкого чугун в зависимости от типа термообработки может быть ферритной, ферритно-перлитной и перлитной. Наиболее высокими свойствами обладает ковкий чугун, имеющий матрицу со структурой зернистого перлита; им можно заменять литую или кованую сталь. В тех случаях, когда требуется повышенная пластичность, применяют ферритный ковкий чугун Для интенсификации процесса графитизации при термообработке ковкий чугун модифицируют Te, В, Mg и др. элементами. Ковкий чугун используют в основном в автомобиле-, тракторо- и сельхозмашиностроении. Наблюдается тенденция (особенно в автомобилестроении) к замене ковкого чугун высокопрочным с шаровидным графитом с целью повышения прочности отливок, уменьшения длительности технологического цикла и упрощения технологии изготовления.
Высокопрочный чугун, характеризующийся шаровидной или близкой к ней формой включений графита, получают модифицированием жидкого чугуна присадками Mg, Ce, Y, Ca и некоторых др. элементов (в чистом виде или в составе сплавов). Шаровидный графит в наименьшей степени ослабляет металлическую матрицу, что приводит к резкому повышению механических свойств чугун с чисто перлитной или бейнитной структурой, приближая их свойства к свойствам углеродистых сталей. При чисто ферритной матрице (в литом или термообработанном состоянии) обеспечивается повышенный уровень пластичности. Высокопрочный чугун обладает хорошими литейными и технологическими свойствами (жидкотекучесть, линейная усадка, обрабатываемость резанием), но по значению сосредоточенной объёмной усадки приближается к стали. Такой чугун применяется для замены стальных литых и кованых деталей (коленчатые валы двигателей, компрессоров и т.д.), а также деталей из ковкого или обычного серого чугун Высокопрочные чугун, имеющие включения т. н. вермикулярного графита (при рассмотрении в оптическом микроскопе — утолщённые изогнутые пластины со скруглёнными краями), по свойствам занимают промежуточное положение между чугун с шаровидным и чугун с пластинчатым графитом. Этот чугун обладает хорошими технологическими свойствами при небольшой объёмной усадке и высокой теплопроводностью (почти такой же, как у серого чугун). Чугун с вермикулярным графитом применяется в дизелестроении и других областях машиностроения.
Легированные чугун Для улучшения прочностных, эксплуатационных характеристик или придания чугун особых свойств (износостойкости, жаропрочности, жаростойкости, коррозионностойкости, немагнитности и т.д.) в его состав вводят легирующие элементы (никель, Cr, Cu, Al, Ti, W, V, Mo и др.). Легирующими элементами могут служить также Mn при содержании > 2% и Si при содержании > 4%. Легированные чугун классифицируют в соответствии с содержанием основных легирующих элементов — хромистые, никелевые, алюминиевые и т.д. По степени легирования различают низколегированные (суммарное количество легирующих элементов < 2,5%), среднелегированные (2,5—10%) и высоколегированные (> 10%). Низколегированные чугун имеют перлитную или бейнитную структуру матрицы, среднелегированные — обычно мартенситную, высоколегированные — в большинстве случаев аустенитную или ферритную.
Чугун с 5—7% Si (силал) применяется в качестве жаростойкого материала. Чугун с 12—18% Si (ферросилид) обладает высокой коррозионной стойкостью в растворах солей, кислот (кроме соляной) и щелочей. Такой чугун, легированный молибденом (антихлор), характеризуется высокой стойкостью в соляной кислоте. Чугун кислотdash;25% Al (чугаль) обладает наибольшей по сравнению с известными чугун жаростойкостью в воздушной среде и средах, содержащих серу. В качестве износостойких наибольшее распространение получили чугун, легированные Cr (до 2,5%) и никель (до 6%) — нихарды. Аустенитные никелевые чугун, легированные Mn, Cu, Cr (нирезисты), применяются как коррозионностойкие и жаропрочные.
Маркировка чугунов. По принятой в СССР маркировке обозначения марок доменных чугун содержат буквы и цифры. Буквы указывают основное назначение чугун: П — передельный для кислородно-конверторного и мартеновского производства и Л — литейный для чугунолитейного производства. Литейный коксовый чугун обозначают ЛК, в отличие от чугун, выплавленного на древесном угле (ЛД). С увеличением числа в обозначении марки уменьшается содержание кремния (например, в чугун ЛК5 содержится меньше кремния, чем в чугун ЛК4). Каждая марка чугун в зависимости от содержания Mn, Р, S подразделяется соответственно на группы, классы и категории. Марки чугун литейного производства, как правило, обозначаются буквами, показывающими основной характер или назначение чугуна: СЧ — серый чугун, ВЧ — высокопрочный, КЧ — ковкий; для антифрикционного чугун в начале марки указывается буква А (АСЧ, АВЧ, АКЧ). Цифры в обозначении марок нелегированного чугун указывают его механические свойства. Для серых чугун приводят регламентированные показатели пределов прочности при растяжении и изгибе (в кгс/мм2), например СЧ21-40. Для высокопрочного и ковкого чугун цифры определяют предел прочности при растяжении (в кгс/мм2) и относительное удлинение (в %), например ВЧ60-2. Обозначение марок легированных чугун состоит из букв, указывающих, какие легирующие элементы входят в состав чугун, и стоящих непосредственно за каждой буквой цифр, характеризующих среднее содержание данного легирующего элемента; при содержании легирующего элемента менее 1,0% цифры за соответствующей буквой не ставятся. Условное обозначение химических элементов такое же, как и при обозначении сталей (см. Сталь). Пример обозначения легированных чугун: ЧН19ХЗ — чугун, содержащий ~19% никель и ~3% Cr. Если в легированном чугун регламентируется шаровидная форма графита, в конце марки добавляется буква Ш (ЧН19ХЗШ).
В наше время практически ничего не изменилось и в промышленности разновидности чугуна маркируются следующим образом:
1. передельный чугун — П1, П2;
2. передельный чугун для отливок — ПЛ1, ПЛ2,
3. передельный фосфористый чугун — ПФ1, ПФ2, ПФ3,
4. передельный высококачественный чугун — ПВК1, ПВК2, ПВК3;
5. Чугун с пластинчатым графитом — СЧ (цифры после букв «СЧ», обозначают величину временного сопротивления разрыву в кгс/мм);
6. антифрикционный чугун
7. антифрикционный серый — АЧС,
8. антифрикционный высокопрочный — АЧВ,
9. антифрикционный ковкий — АЧК;
10. Чугун с шаровидным графитом для отливок — ВЧ (цифры после букв «ВЧ» означают временное сопротивление разрыву в кгс/мм);
11. Чугун легированный со специальными свойствами — Ч.
Чугун в искусстве
Чугун как материал для производства художественных отливок использовался ещё средневековыми мастерами (например, в 10 в. нашей эры в Китае из чугун было отлито уникальное изваяние льва весом 100 т, не сохранилось). С 15 в. в Германии, а затем и в других странах Европы (в Российской Федерации — с конца 17 в.; см. также Каслинское литьё) художественное литьё из чугун получило особенно широкое распространение (парковая скульптура, надгробия, решётки, ограды, садовая мебель и пр.). В 20 в. более массивное, чем бронзовое, но более дешёвое чугунное литьё со свойственной ему выразительностью тяжёлой массы материала и глухого тона применяется почти так же широко, как и бронзовое.
литьё. гг.Касли и Куса» height=»531″ title=»2.5 Чугунное художественное литьё. гг.Касли и Куса» width=»607″ />
Чугун находит разнообразное применение в архитектуре (с конца 18 в.). Особенно характерно использование чугунных конструкций для зодчества 19 в. («век чугун»).
Художественное литье из чугуна. Народные промыслы и ремесла. В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось замечательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир,- художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.
Примером их великолепного мастерства может служить отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные вещи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульптуру и многие другие художественные предмета торговли каслинских мастеров, велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чугунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по массе серебряный.
Успех каслинских предметов торговли был вполне закономерен, так как они отличались не только высокими художественными качествами, но и мастерством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов Российской Федерации.
Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших традициях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских художественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в настоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления предметов торговли из других металлов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.
Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.
Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры, мастер проникает в замысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразительность.
Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М.О.Глухов, Н.А.Вихляев, П.Малышкин, Д.И.Широков и П.Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.
Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особенностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски предмета торговли в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.
Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугунных предметов торговли тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каспийское искусство литья и обязано своей славой, всемирной известностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием русской скульптуры XIX-XX веков.
Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М.Д.Канаев. Большой заслугой его была компания при заводе художественной школы, в которой обучали молодых мастеров. Педагогическая работа М.Д.Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.
Большое значение имело и то, что для массового денежной эмиссии предметов торговли М.Д.Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М.Д.Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н.Р.Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П.К.Клодта. Популярность произведений П.К.Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.
Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П.К.Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «»»бык»»» и др.
Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологического художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е.А.Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П.К.Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.
Многие годы по моделям П.К.Клодта и Е.А.Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предметов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполнения.
Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В.Ф.Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.
В.Ф.Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе«, «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В.Ф.Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.
Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Каслинское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов Российской Федерации, в том числе Москвы и Ленинграда.
Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрождение народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинского чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы, В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки молодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.
Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые интересные произведения. В этих работах с большой убедительностью раскрыты образ советского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и многограннее.
Выпуск художественного литья увеличивается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных сооружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, выполненные по прежним моделям и по моделям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли открылось специальное профессионально-техническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе формовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых предметов торговли.
За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских мастеров стали занимать произведения местных скульпторов: П.С.Аникина, А.С.Гилева и А.В.Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошедшей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П.С.Аникина, «Девушка-лесовод» А.С.Гилева, «П.Бажов» А.В.Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.
В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, творческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опытом и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и выпускники местной профессионально-технической школы.
Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного искусства. Предмета торговли каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.
С коллекцией предметов торговли завода можно ознакомиться в Государственном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.
Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, интересной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить нашу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.
История Каслинского чугунного литья.
Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок.
Достигнув замечательных успехов, каслинцы прославили на весь мир искусство уральских мастеров, превративших неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры, радующий ум и сердце человека. Каслинские произведения дают необычайно много для внимательного глаза и неторопливого размышления.
А все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков — уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.
К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, предмета торговли каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.
Следующий владелец заводов, с которыми к нему перешли и земли, леса, рудники, мастеровые и рабочие люди, вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных предметов торговли. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.
1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды — Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др. Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.
Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого «Россия», изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-при». Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую «Россия». В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать «Российскую Федерацию» — ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. «Россия» не продается!» — эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.
Годы первой мировой войны, революция и классовая борьба в Российской Федерации в начале ХХ века, а также вторая мировая война тяжело сказались на судьбе Каслинского ремесла, его мастерах и изделиях. Буквально по крупицам пришлось восстанавливать, казалось навсегда утраченную богатейшую коллекцию. Лишь в 1957 году под руководством мастера С.М.Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи г. Екатеринбурга состоялось открытие восстановленного павильона — вершины искусства каслинских мастеров художественного литья.
Теперь увеличенная копия скульптуры «Россия» стоит в Кремле — официальной резиденции президента России.
Со дня своего основания завод выпускал множество предметов торговли, необходимых в жизни, в т.ч. широкую гамму архитектурного литья. Это решетки для парков и дворцов Санкт-Петербурга, в Москве — ограждения для Крымского, Метрополитеновского и Краснохолмского мостов и т.д.
Рапсодия чугуна: мифы и реальность. Неадекватность воспрятия кслинского литья на антикварном рынке объяснется широкой известностью этого вида художественного металла и той мифологией, которую такая известность породила.
Каслинское художественное литье, будучи самобытным и уникальным явлением в русском прикладном искусстве, представляет большой интерес для антикварного рынка и имеет реальные перспективы занять на нем достойное место. Вместе с тем для антикваров и покупателей антиквариата этот тезис далеко не бесспорен: у операторов антикварного рынка (актикваров) и инвесторов (покупателей) нет абсолютной уверенности в художественной ценности каслинского художественного литья. Вследствие этого кажется сомнительной целесообразность вкладывания средств в его приобретение и торговлю.
Неадекватность позиционирования каслинского чугунного литья на антикварном рынке, как это ни парадоксально, — следствие широкой известности этого вида русского художественного металла и той мифологии, которую эта известность породила. То, что художественное чугунное литье делали в Каслях на одном из старейших в Российской Федерации чугунолитейном заводе, создало устойчивое, но далеко не объективное мнение о больших промышленных тиражах каслинкого литья, о его дешевизне и доступности для современников, широком распространении предметов торговли этого вида художественной продукции в Российской Федерации. Между тем реальная ситкация весьма далека от этого мифа.
Появление в Каслях художественного литья из чугуна — прямой результат реформ Петра I, которые коренным образом изменили весь уклад российской жизни, сделав Российскую Федерацию могучим европейским государством. Европеизация Российской Федерации не только создала мощную отечественную добывающую и металлургическую промышленность с широким использованием своих, а не привозных черных и цветных металлов, но и стимулировала появление новых жанров в русском искусстве, в. т.ч. и прикладном, которые в дальнейшем стали национальной гордостью. Именно каслинское художественное литье в русском прикладном искусстве — яркий пример европеизации
Российской Федерации, ее культуры и искусства.
Начиная с 1747 года, когда Каслинский завод (построен в 1745 году) стал выпускать промышленный чугун и железо, вся его история теснейшим образом связана с развитием западноевропейской промышленности. Техническое оснащение завода и технология чугунного литья в Каслях базировались на передовых достижениях западноевропейской металлургии — английской и немецкой. Совершенствуя свое техническое оснащение и технологию, Каслинский завод почти 100 лет шел к созданию собственного художественного чугунного литья из чугуна, взяв за образец не только промышленную технологию, но и ассортимент прославленного в начале XIX векаанглийского и, особенно, немецкого художественного литья из чугуна. Ориентация на художественное литье из чугуна и бронзы Западной Европы стала одной из особенностей каслинского ассортимента чугунных предметов торговли. Поэтому в Каслях, начиная с 1850-х годов, треть ассортимента таких предметов торговли составляло литье по западноевропейским образцам. Первыми художественными отливками из чугуна здесь стали подсвечники и ажурные тарелочки именно по образцам чугунных предметов торговли знаменитой Берлинской Королевской мануфактуры. Мелкосерийное производство художественных предметов торговли, которые называли в Каслях «художественными вещами» или «кабинетными вещами», а также «кабинетным литьем», окончательно установилось в 1846 году.
В самом названии каслинского художественного чугунного литья — «кабинетные вещи» — заключены ответы на вопросы, почему они вызывают устойчивый интерес у публики на протяжении 150 лет, не утрачивая своего значения и сегодня, почему имеют реальные перспективы на антикварном рынке. Художественное чугунное литье Каслинского завода всегда отличалось функциональной ориентированностью, являясь необходимой составляющей художественно-стилевого оформления интерьера — столовых, гостинных, женских и мужских домашних кабинетов, домашних библиотек, служебных кабинетов. Именно поэтому сегодня это литье имеет реальные перспективы на антикварном рынке.
В постсоветсвкой Российской Федерации практическая, бытовая направленность каслинского художественного литья снова стала востребованной, а его уникальная художественная универсальность делает предметы из чугуна не только современными, созвучными художественно-стилистическим установкам «Hi-Tech», но и позволяет сохранить свою актуальность в будущем. В художественной традиции русского искусства каслинское литье занимает особое место, являясь классическим, академическим примером стиля историзм.
Историзм — это не столько определение стиля художника, сколько стиля промышленника, фабриканта и производителя, для которого богатство художественного наследия предшествующих эпох является своеобразным «ассортиментным, модельным кабинетом». Это наследие, по мнению фабриканта, предназначено для того, чтобы поставлять образцы для тиражирования в соответствии с их рентабельностью и технологичностью при массовом изготовлении.
На смену художнику, выполнявшему штучный — и поэтому особо значимый — заказ мецената, когда мастер мог наиболее полно реализовать свою творческую концепцию, в т.ч. создать стилевые приоритеты, пришел промышленник, выбирающий в многообразном и богатом художественном наследии именно то, что может принести ему прибыль. Промышленнику художник нужен как профессионал, оформитель и интерпретатор, умеющий конкретной функциональной вещи придать художественное звучание, выбирающий в соответствии с поставленной задачей то или иное стилевое решение, которое будет максимально рентабельно для производства. Историзм — явление абсолютно уникальное, не имеющее аналогов в истории искусства, это — художественный стиль нового и ранее неизвестного индустриального и постиндустриального общества, стиль ставший фундаментом массовой культуры XX века и остающийся ее определяющим критерием.
Для историзма первичен тираж, это его основной принцип. Поэтому художественная и денежная оценка на современном рынке антикварных предметов искусства периода историзма вызывает столь большие проблемы. Ни участники антикварного рынка,ни эксперты-искусствоведы психологически не готовы к работе с этой группой антиквариата, т.к. еще до конца не сформированы убедительные и объективные критерии оценки антикварных вещей этого времени, вещей, которые в своем подавляющем большинсктве связаны с термином «художественная промышленность» и по временным рамкам соответствует периоду середины XIX века до 1930-х годов.
С точки зрения художественных достоинств, каслинское литье эталонно как образец историзма, и в контексте именно этого стиля лежат все оценочные приоритеты этого вида прикладного искусства. При коллекционировании и собирательстве каслинского чугунного литья, при его позиционировании на антикварном рынке крайне важным становится знание того, по каким модельным образцам выполнена вещь и насколько она редка, часто ли данный предмет тиражировался, в какое время та или иная вещь сделана. Следует также учитывать качество литья, чеканки и покраски как обязательных составляющих понятия «художественная вещь» в отношении каслинских отливок.
Предметы каслинского литья, в отличии от фарфора,фаянса, стекла, текстиля и дажн бронзы, не могут быть определприоритетыем «изделие художественной промышленности», т.к. художественное чугунное литье в Каслях никогда не было не только главной продукцией завода, но и не доминировало в общем ассортименте. На заводе основным было изготовление промышленного чугуна и железа, выпуск чугунной, так называемой «опойчатой», посуды, которые и приносили основную прибыль его владельцам, а художественное литье («кабинетное») не превышало 0,25% от общего объема продукции. Это говорит не только о немногочисленности художественных предметов из чугуна, но и о том, что с коммерческой точки зрения художественное литье вряд ли представляло интерес для владельцев завода.
Если мы посмотрим на количественный рост ассортимента художественных предметов торговли в Каслях, то увидим неожиданную картину. Начиная с 1842 года, когда здесь начали делать штучные художественные предмета торговли из чугуна, и заканчивая наиболее полным прайс-листом 1913 года, максимальное количество предметов художественного литья не превышало, в среднем, 7000 штук в год, в самые лучшие времена на заводе в месяц отливали не больше 2000 вещей.
При этом необходимо учитывать, что основную массу ассортимента «кабинетного литья» составляла не сложная объемная скульптура, а плоскостное рельефное и ажурное литье — пепелльницы, лотки,прессы для бумаг,ножи для писем,рамки для фото, подсвечники, подчасники, кронштейны (бра) и т.д.. При этом прайс-листы художественного литья завода включали немалый перечень предметов торговли. Так, прайс 1876 года включал 128 наименований предметов, 1887 года — 517 наименований, в т.ч. и памятные медали, 1895 года — 411 наименований, 1900 года — 495 наименований, 1913 года — почти 500 наименований предметов торговли.
Не менее интересно и соотношение скульптурного литья к общему объему всего художественного литья в Каслях. Первый ассортиментный перечень художественного литья этого завода, представленный на выставку «Сельское хозяйство и промышленность», организованную Императорским Вольным Экономическим Обществом в 1860 году в Санкт-Петербурге, включал садово-парковую мебель (столы, кресла, стулья, диваны), решетки, ажурные и рельефные тарелки, а из скульптурного литья в нем названы — «Голова собаки» и статуэтки по моделям известного французского скульптора-анималиста П.Ж.Мена и не менее известного русского скульптора П.К.Клодта. В их числе — «Лошадь в изгороди» (П.Ж.Мен), «Лошадь-кляча» (П.К.Клодт), а также «собаки, быки, петухи и куры».
В ассортиментном перечне за 1867 год для Всемирной выставки в Париже из 8 наименований 4 — скульптуры. В перечне художественного литья Каслинского завода на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге (завод получил «Большую золотую медаль») из 11 наименований предметов — 9 относятся к скульптуре: бюст Крылова, «Трубач», «Лошадь-кляча», «Лошадь в загородке», «Собаки грызущиеся», «Сеттер», «Собаки сеттер и пойнтер на стойке», «Волк и журавль», шахматы. Первый альбом-каталог каслинского художественного литья 1876 года для Всемирной выставки в Филадельфии (США) насчитывал 128 наименований, в т.ч. 59 скульптур по моделям П.К.Клодта, Н.И.Либериха, П.Ж.Мена и немецких архитекторов-скульпторов К.Шинкеля, Г.Щадова, Х.Д.Рауха и его учеников — Г.Бергса, Х.Хаагена, Э.Ритшеля, Г.Блезера, Б.Афингера, А.Вольфа. Каталог художественного литья 1887 года для Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге состоял из 339 наименований, в т.ч. 109 скульптур. В каталоге Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде — 411 наименований, из котороых 184 — скульптуры. В каталоге 1900 года для Всемирной ваставки в Париже — 495 наименований, из них 280 — скульптур.
Приведенные выше статистические данные наглядно показывают, что ассортиментные коллекуции и альбомы-каталоги каслинского художественного литья из чугуна формируются и составляются для участия завода во всероссийских художественно-промышленных и Всемирных выставках. менно это дает ответ на вопрос — зачем владельцы Каслинского завода выпускали художественное литье. Для них чугунное художественное литье было визитной карточкой, возможностью показать и подчеркнуть высокое качество выпускаемого промышленного металла, т.е. художественное литье должно было выполнять представительские функции, способствуя продвижению на рынке промышленного чугуна Каслинского завода.
Поэтому его владельцы никогда не роассматривали художественног литье как серьезную статью своих доходов и практически никогда не выпускали полный каталожный перечень этого литья. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что сегодня все известное по музейным и частным собраниямкаслинское художественное литье не способно восстановить восстановить полный каталожный ассортимент завода. Многие вещи, включенные в альбомы-каталоги завода никогда не отливались на практике, как торговый ассортимент, а только фиксировали наличие модельных образцов в ассортиментном кабинете Каслинского завода, по которым можно было сделать заказ.
В этом контексте очень показательна переписка между комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке 1897 года в Стокгольме и управляющим заводом,много сделавшим для развития художественного литья в Каслях — П.М.Карпинским. На вопросы анкеты, помещаемой в каталог Русского отдела выставки и предоставляемой экспертам для присуждения наград, в пунктах: «Если экспонаты не продадутся по цене, обозначенной в фактуре, то согласен ли экспонент продать их за низшую цену?» и «Если экспонаты не продадутся или останутся непроданными, то желает ли экспонент получить их обратно или жертвует безвозмездно в распоряжение
администрации Русского отдела», П.М.Карпинский ответил: на первый вопрос — » По усмотрению г.Заведующего Русским отделом», а на второй — «В распоряжение администрации Русского отдела». При этом на выставку было послано всего 54 предмета, из них 33 скульптуры — на 499 рублей 20 копеек, хотя этой выставке руководство завода и владельцы придавала большое значение. На нее был откомандирован член Главного Управления Кыштымских заводов В.В. Меллер-Закомельский.
О том, что продажи на выставках не очень волновали владельцев завода и рассматривались, в первую очередь, как реклама, говорит и то обстоятельство, что директор Русского отдела Стокгольмской выставки в письме в правление Кыштымских заводов, указывая на хорошую продажу представленного на выставке каслинского художественного литья, пишет: «…можно ли принимать заказы и когда они приблизительно могут быть исполнены и на каких условиях (главным образом платежи)». Учитывая, что выставка шла не один месяц, можно говорить о том, что на заводе не было соответствующего ассортимента предметов торговли и требовалось определенное время для выполнения заказа.
Именно «выставочность» каслинского художественного литья опровергает миф о его большой тиражности и подчеркивает его эксклюзивность в ряду предметов торговли художественной промышленности второй половины XIX — начала XX века. Каслинское литье из чугуна представляет громадный интерес как уникальный пример русской промышленной рекламы второй половины XIX — начала XX века. Владельцы и, в первую очередь, управляющие Каслинского завода, обладавшие высокой общей культурой и профессионаьной подготовкой, смогли увидеть рентабельность художественного чугунного литья не в его дешевизне и массовости, а в его возможности служить рекламным целям, быть самому рекламой, позволяющей создать в Российской Федерации и за рубежом яркий, запоминающийся и хорошо узнаваемый бренд завода, а также подчеркнуть качество промышленного заводского металла через искусство художественного литья. Каслинские бизнесмены отлично представляли то обстоятельство, что как товарная массовая продукция художественное литье неконкурентоспособно, т.к. уже исходная стоимость каслинского чугуна как сырья определяла ценовой «проигрыш». Чугун в Каслях выплавлялся на древесном угле и был дорог, в то время как в Западной Европе делали более дешевый чугун на коксующемся каменном угле. Соответственно высокая стоимость самого чугуна, плюс накладные на товар расходы по изготовлению «кабинетного литья» значительно повышали начальная стоимость производства и цену предметов торговли при продаже.
Каслинское художественное литье, в основном, продавалось на самом заводе, в небольшом заводском магазине в Екатерибурге (магазин Захо), в магазине при Главном Управлении Кыштымских заводов в Санкт-ПетербургеЮ на ярмарках в Нижнем Новгороде, Троицке, Самаре, Саратове, Царицыне, т.е. в тех городах, куда поступала основная заводская продукция. Также местом продаж каслинских предметов торговли были Всероссийские художественно-промышленные и Всемирные выставки. Специально за границу художественное литье Каслей не поставлялось.
Ареал продаж каслинского художественного литья не только подтверждает его ограниченное количество, но и объясняет, почему основная масса сохранившихся вещей сосредоточена на Урале, в Петербурге и в Поволжье. Стоимость художественного литья из чугуна по прайс-листам Каслинского завода также свидетельствует о его выпуске в ограниченном количестве. Так, например, скульптурные композиции стоили 27-35 рублей. Если применить для каслинского художественного литья современную методику оценки, удачно предложенную В.В.Скурловым для предметов торговли формы К.Фаберже, когда старая прейскурантная цена умножается на 100 и получается новая цена, равнозначная стоимости в долларовом эквиваленте, то в этом случае цена каслинского предмета торговли уже не покажется маленькой. Например, знаменитая «Джигитовка» по модели Е.А.лансере в наши дни будет стоить $3500.
Настало время участникам современного отечественного антикварного рынка отказаться от стереотипов в отношении художественного наследия Каслей. Этого литья осталось немного, и игнорирование каслинского художественного литья может спровоцировать такую же ситуацию, как в свое время с русской бронзовой малой скульптурной пластикой, когда прогноз о повышении интереса к ней и росте цен на нее остался без внимания.
Источники
ВикиПедия – свободная энциклопедия
ВикиЗнание – свободная энциклопедия
Яндекс. Словари.
Словари и энциклопедии на Академике
Мир словарей – коллекция словарей и энциклопедий.
Synonims – словарь синонимов
OnlineDics — крупнейший сборник онлайн -словарей
ANTIQUESHOP- антикварный интернет магазин.
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ)
Ремесленничество Российской Федерации – информационный портал поддержки ремесел и народных промыслов Российской Федерации
Что лучше чугун или сталь?
Выбор между чугуном и сталью зависит от конкретного применения и требований к материалу. Оба материала имеют свои преимущества и недостатки, и выбор будет зависеть от вашего предпочтения, бюджета, функциональности и внешнего вида. Вот некоторые аспекты для сравнения:
Чугун:
Преимущества чугуна:
- Высокая теплоемкость: Чугун обладает высокой теплоемкостью, что означает, что он может долго сохранять тепло и равномерно распределять его.
- Эстетический вид: Чугунные предметы обычно имеют классический и уникальный вид, что может придать особый характер интерьеру.
- Прочность: Чугун отличается хорошей прочностью и долговечностью.
Недостатки чугуна:
- Тяжесть: Чугунные изделия обычно тяжелые, что может усложнить их установку и перемещение.
- Уязвимость к ударам: Чугун может быть более хрупким по сравнению с некоторыми другими материалами и может быть более уязвим к механическим повреждениям.
Сталь:
Преимущества стали:
- Легкость: Стальные изделия обычно легче чугунных, что упрощает их транспортировку и установку.
- Прочность и устойчивость к ударам: Сталь обычно менее хрупкая и более устойчива к ударам по сравнению с чугуном.
- Большой выбор стилей: Стальные предметы могут иметь разнообразные дизайны и стили, что позволяет легче интегрировать их в различные интерьеры.
Недостатки стали:
- Меньшая теплоемкость: Сталь имеет меньшую теплоемкость, чем чугун, и может быстрее остывать.
- Может потребовать дополнительной изоляции: В некоторых случаях стальные поверхности могут требовать дополнительной изоляции для сохранения тепла.
В итоге выбор между чугуном и сталью будет зависеть от ваших личных предпочтений, стиля интерьера, функциональности, а также факторов, таких как бюджет и конкретное применение.