Эксплуатируемый цокольный этаж
Мечтой каждого автолюбителя является удобное гаражное пространство, расположенное недалеко от частного дома, и еще более желательно – в подвале или на цокольном этаже. Оборудование функционального цокольного этажа предоставляет возможность комфортного проживания в частном доме, благодаря размещению технических и вспомогательных помещений в подземной части.
Однако, проект гаража сложен, потому что потребуется возведение наклонного пандуса и устройство водоотведения от него. Тем более, что для устройства пандуса необходимо выполнить определенные требования.
Площадки для въезда разных видов
Рассмотрим, на какие моменты надо обратить внимание при обустройстве площадки перед гаражом в разных случаях.
- Частный дом. Тут вы имеете свободу действий. Самое главное – следить, чтобы проезд всегда был свободным. Вам не должны мешать другие постройки. Также надо соблюсти еще одно требование: дорога должна быть вам отлично видна, когда вы выезжаете из гаража.
- Подвальное помещение. Здесь необходимо соблюсти уклон: примерно 20 градусов. Важно сделать площадку безопасной, чтобы она не скользила. Хорошее решение – дополнительно оградить ее от осадков навесом.
- Пандус в гаражном кооперативе. Тут вам желательно делать въезд всем вместе. Он должен быть ровным, с небольшим наклоном и дренажной системой. Основание можно выполнить примерно в 15 см глубиной.
Здесь подробно рассматривается устройство отмостки. С такой работой вполне можно справиться самостоятельно, сделать все максимально качественно. Главное, помнить все важные моменты и действовать аккуратно.
Будьте внимательны: если вам удастся сделать правильный подъезд к гаражу, это обеспечить дополнительный комфорт и безопасность.
Базовая комплектация сооружения гаража
Базовой комплектацией сооружения гаража на одну машину в цоколе или подвале считают:
- несущий металлический каркас или каркас из ФБС
- стены, оборудованные цокольным сайдингом
- внутренняя отделка пола, стен и потолка с утеплителем и гидроизоляцией
- пандус для заезда в гараж
- гаражные ворота
- навес.
Для строительства гаража применяют заглубленный ленточный фундамент, который располагают согласно нормам и правилам: «ниже уровня промерзания грунта на глубину не менее 30 см». Средняя глубина залегания заглубленного фундамента составляет от 1,5 до 2,5 м.
Расчет уклона выезда из подземного гаража
Почему подземный гараж бывает неудобным? Неудобство использования гаража чаще всего возникает по причине слишком крутого спуска, покрытие которого не обеспечивает надежного сцепления с колесами автомобиля. Вдобавок, отсутствие ливневой канализации, электроподогрева, освещения, поручней и антискользящего покрытия делает такой гараж совсем неудобным, таким, что автомобиль чаще остается во дворе под открытым небом, чем в гараже.
Однако приведенный пример является идеалом, достичь которого не всегда имеется возможность, из-за особенностей конфигурации участка. Так как же рассчитать и правильно сделать съезд в гараж? В этом случае минимально допустимый комфорт может быть достигнут при дине спуска 5,4 м, не считая трехметрового подъезда к спуску. Однако и вместе с ним путь окажется почти вдвое короче, чем в первом случае. Основной спуск занимает по горизонтали только 4,2 м с уклоном 25%. Остальные 1,2 м – горизонтальный участок перед воротами.
Категорически не рекомендуется делать уклон спуска более 25% даже на отдельных участках. Оптимальным же углом считается 15%.
Примечание: чтобы перевести угол наклона из процентов в градусы необходимо величину процентов разделить на 100, и найти полученную цифру в таблице тангенсов (Брадиса), чтобы узнать угол. Например, уклон 20% это приблизительно 11° (20:100 = 0,2; tg(11°) = 0,1944 ≈ 0,2).
Как построить цоколь дома и гараж
Следует различать следующие виды цоколя:
- заглубленный
- выпирающий
- расположенный вровень с фундаментом.
Построить гараж можно при любом виде цоколя. Заглубленный фундамент считают наиболее подходящим для строительства гаража. Технологию ведения и строительство гаража осуществляют совместными
работами по возведению цоколя.
Строительство дома с гаражом в цоколе начинают с возведения цоколя и гаража.
Этапы строительства Напомним, что возведение цокольного этажа и гаража осуществляют по таким этапам:
- планировка местности, разметка осей и рытье котлована
- герметизация песчаной подушки и заливка плиты фундамента
- возведение стен цокольного этажа
- выравнивание стен и перекрытия цоколя плитами
- выкладывание подвала фундаментными блоками
- заливка плит усиленной армированной стяжкой
- возведение первого этажа.
Рытье котлована производят с применением спецтехники, потому что глубина котлована для дома с цокольным этажом должна быть выдержана. Герметизацию и гидроизоляцию цокольного этажа производят с использованием отмостки. По периметру наружной части дома для защиты дома выполняют отмостку шириной до 50 см из бетонной смеси.
Подлежат обязательной гидроизоляции деформационные швы и стыки между стеной и отмосткой, стены и дно подвала и цокольного этаже, а также стыки фундаментных блоков. Для строительства фундамента и стен цокольного этажа и гаража использую крупногабаритные фундаментные блоки плиты ленточного фундамента и ФБС (фундаментные блоки стеновые), которые размещают по периметру дома.
Блоки ФБС обладают значительным весом, поэтому возведение фундамента и стен производят с привлечение спецтехники. После возведения фундамента и стен цоколя и подвала производят заливку плит пола армированной стяжкой.
Произвести правильную заливку пола в гараже поможет это видео.
Следующим этапом строительства гаража в цоколе является устройство гаражного съезда.
Инструкция по обустройству гаража
Спроектировать возведение подвала под домом важно еще на этапе строительства фундамента. Приступая к выполнению работ, потребуется подготовить котлован необходимого размера. Затем к нему нужно выкопать въезд с уклоном. После этого следует выполнить работы по обустройству выездного пути:
- Выложить железобетонные плиты на дно котлована.
- Обустроить стены помещения железобетонными плитами.
- Уложить перекрытие поперек стен.
- Обустроить слой гидроизоляции стен.
- Укрепить арматуру, заштукатурить стены помещения.
- Установить ворота, оформив въезд.
Задача оформления въезда в подвал является достаточно сложной. При этом важно учесть: чем он глубже, тем больше должна быть длина въездного пути. Для его обустройства потребуются тормозящие полоски, которые особенно полезны в зимнее время.
Возле стены необходимо выполнить пешеходную полосу, оборудованную специальным поручнем. Это обеспечит безопасность при эксплуатации обледеневшей дороги. Обустроить ливневую канализацию потребуется в 50 см от гаража. Стены въезда должны быть оборудованы подпорной конструкцией. Это защитит их от разрушения.
В технических помещениях домов обычно предусматривается вентиляция. С этой целью в верхней части устраивается отдушина, которая закрывается декоративной решеткой. Грамотное обустройство вентиляционной системы требует выполнения вертикального канала выше конька крыши. Это позволит активизировать воздушный поток.
При обустройстве принудительной системы воздухообмена в помещении должна быть создана зона пониженного давления. Воздушные потоки должны быть направлены в сторону от жилого помещения. Это будет препятствием попаданию в дом выхлопных газов.
Устройство наклонного съезда
Требования, предъявляемые для устройства съезда в подвальный гараж
Обязательным условием устройства наклонного съезда является соблюдение выдержки размеров:
- пандус должен иметь прямую широкую плоскость, превышающую ширину гаражных ворот на 50 см с обеих сторон
- рекомендуемая длина пандуса не менее 5м.
- угол спуска (въезда) не может превышать 25 градусов
- слой дорожного покрытия пандуса должен быть не скользким
- съезд должен быть оборудован навесом
- между пандусом и контрпандусом устраивают дренажную канавку, которую защищают металлической решеткой.
Такие требования считают минимальным набором для устройства пандуса гаража в подвале дома.
как самостоятельно сделать гаражный съезд
Определяем положение плоскости съезда и размечаем площадку. Выкапываем небольшое углубление по всей поверхности площадки для формирования песчаной подушки. Затем песок разравниваем и утрамбовываем. Слой песчаной подушки может достигать 10 см. Теперь устраиваем фундамент под кирпичные или иные опорные стенки.
Под стеной гаража сечение балки делают в полкирпича, а именно 200 х 200 мм, а по бокам съезда бордюр из плит. Таким образом, устройство опалубки для съезда не потребуется. После трамбовки прокладываем геотекстиль и вяжем арматурный каркас, который должен вплотную доходить до стены гаража.
Арматурную сетку располагают на высоте около 75 процентов общей толщины стяжки. Установку маяков для организации наклонного съезда осуществляют под необходимым углом. Окончательным этапом будет бетонирование гаражного съезда. После бетонирования на гаражный съезд укладывают плиты или клинкерный кирпич.
Однако, после общестроительных работ и устройства гаражного съезда предстоит произвести внутреннее утепление стен и потолка, а также пола цокольного этажа и гаража.
Каким должен быть съезд в гараж?
Кроме правильного угла уклона, о котором было сказано в предыдущей главе, комфортный съезд должен быть плавным, т.е. переходы между его отдельными участками делаются нерезкими.
Перед порогом гаража обязательно должна проходить решетка ливневого водоотвода, оснащенного сифоном. Кроме того, сам лоток дождеприемника следует оснастить обогревательным кабелем. Чтобы быстрый поток воды не заливал гараж, между краем спуска и дождеприемником нужно оставить минимум полметра, – это понизит скорость воды.
Основной конструктивной частью съезда являются подпорные стены. Они должны быть гидроизолированы со стороны грунта, а при необходимости вдоль них предусматривается и дренаж.
Покрытие спуска, по которому будут проходить колеса, выполняется из нескользящего материала. Если наклон приближается к 25%, можно проложить трапы со специальными сечками, а также дорожку у одной из подпорных стенок и перила, которые позволят безопасно спускаться и подниматься когда скользко.
В идеале над спуском следует предусмотреть освещение с управлением с дистанционного пульта либо от датчиков движения.
Желательно установить систему антиобледенения, которая способствует повышению комфорта эксплуатации подземного гаража. В противном случае зимой при обледенении спуска выезд автомобиля будет сильно затруднен, а также появится потенциальная опасность заноса и повреждение кузова о подпорные стены.
Утепляем стены, потолок и пол
Утепление цокольного этажа и гаража производят снаружи и внутри сооружения.
Самыми доступными материалами для утепления стен и потолка подвала являются:
- гипсокартон
- листы фанеры
- вагонка и сайдинг.
Технология утепления стен и потолка заключается в следующем. Листы утеплителя крепят на потолок и стены с использованием специального клея. После закрепления на всей плоскости стены или потолка утеплителя производят монтаж пароизоляционного слоя в виде фольгированного полиэтилен. Пароизоляционный слой крепят на поверхность утеплителя с помощью строительного скотча.
Затем для устройства финишной облицовки подготавливают традиционным способом обрешетку из деревянных брусков, которые крепят насквозь через утеплитель к потолку или стенам с использованием дюбелей. Финишную облицовку крепят к деревянным брускам с помощью саморезов. Для внутренней финишной отделки можно использовать стеновой профнастил С8 светлого цвета с высотой профиля 8мм.
Делаем бетонирование правильно
Сейчас узнаем точно, как правильно забетонировать площадку перед гаражом. Запоминайте рекомендации, пошаговую инструкцию.
- Грунт вынимается на глубину в 40-50 см. Котлован должен соответствовать размерам стяжки.
- Первый слой – песок. Его трамбуют и поливают.
- Затем укладывается мелкая щебенка.
- Делается опалубка из досок. Подойдут доски в 25 мм толщиной. Опалубка делается ровно, закрепляется. Доски нужно смазать особым составом, чтобы потом легко их вынуть.
- На щебенку кладут утеплитель. Оптимальный вариант – пенополистирол в 5 см толщиной.
- Заливается бетонный слой.
- Затем укладывается армирующая сетка.
- Потом можно залить финишную бетонную стяжку.
Помните, что стяжку нужно выровнять, а потом укрыть, чтобы предотвратить повреждения во время сушки. Выстаивается такая бетонная площадка примерно две недели.
Дополнительные мероприятия по благоустройству
Мероприятия по установке гаражных ворот и навеса можно считать обязательными. Навес устанавливают перед воротами для последующего использования его в качестве дополнительного машинного места. Для несущего каркаса навеса выделяют колонны, участвующие в распределении нагрузки. Отделку каркаса производят в общем стилевом решении с фасадом дома.
Наличие автоматизированных ворот распашного, раздвижного или секционного типа поднимут качество комфорта до европейского уровня. А почему бы и нет?
Замешивание бетонного раствора
Приготовление раствора подразумевает смешивание трех основных компонентов:
- Цемента;
- Песка;
- Наполнителя (по выбору ― гравия, гальки, щебня).
Оптимальные пропорции раствора ― 1 часть цемента, 3 части песка и 5 частей наполнителя. Воду следует добавлять от 0,5 до 1 части, зависимости от желаемой текучести смеси.
Замес бетона для создания въезда в гараж включает в себя несколько этапов:
- В бетономешалку заливается вода;
- Закладывается цемент;
- Засыпается песок;
- Перемешивается в течение 2-3 минут до получения однородной массы;
- В полученный раствор добавляются нужные пластификаторы и армирующие вещества;
- В завершение добавляется наполнитель ― гравий или щебень.
При необходимости добавляется вода, предварительно перемешанная с небольшим количеством цемента.
Что такое цокольный этаж и подвал?
Цокольный этаж и подвал — это две разные части здания.
Цокольный этаж находится над уровнем земли, но ниже первого этажа. Он может быть использован как жилая площадь, например, как подсобное помещение, гараж, подвальное помещение или для коммерческих целей, таких как магазины, кафе и т.д. Цокольный этаж обычно имеет окна и отдельный вход.
Подвал — это помещение, находящееся под уровнем земли, без окон и часто без отопления. Он может использоваться для хранения, как подсобное помещение, а также для коммерческих целей, таких как склады и т.д.
Главное отличие между цокольным этажом и подвалом заключается в том, что первый имеет окна и отдельный вход, а второй — нет. Также цокольный этаж может быть использован в качестве жилой площади, а подвал — нет.