Исследование методики функционального зонирования жилых помещений

УДК 62

М.В. Мохова

В данной статье анализируются проведенные исследования существующих методологий и технологий, направленных на улучшение функционального подхода к зонированию помещений. В результате представлены рекомендации и поправки для будущих проектов, включая структуру данных и функционирования алгоритмов. Эти предложения позволят дизайнерам разработать всесторонний подход к функциональной и пространственной организации интерьера, а также получить ценные рекомендации по проектированию уникальных жилых помещений.

Статья 'Применение параметрических ...

Ключевые слова: функциональное зонирование, жилое помещение, методика зонирования, дизайн интерьера, дизайн.

Правильное распределение пространства в помещении играет важную роль. Зонирование позволяет зрительно увеличить пространство в доме и придать всему интерьеру уникальность и оригинальность. Функциональное зонирование интерьера в его планировке имеет, как правило, индивидуальный характер и основывается на личных предпочтениях и возможностях заказчика. Ведущим формообразующим фактором можно считать индивидуальный или субъективный, конкретное влияние которого не отражено в используемых в настоящее время методиках проектирования жилого интерьера, что повышает значимость данной темы.

Эффективность функционального зонирования происходит по причине того, что большая часть помещения остается свободной и визуально размер любой комнаты сразу увеличивается поэтому данная тема актуальна в настоящее время.

Целями данного вопроса исследования является анализ применяемой в настоящее время методики функционального зонирования, выявление ее достоинств и недостатков, а также в случае необходимости разработка оптимальных критериев оценки показателей, дающих возможность более объективного суждения.

На сегодняшний день спроектировано огромное множество интерьеров индивидуальных жилых домов. Различные стили, непохожие подходы, разные результаты. Неумолимо растет потенциал в развитии материалов, обогащая идеями дизайнеров, расширяя возможности при создании проекта [1]. Поэтому становится все сложнее анализировать существующие аналоги [3].

В ходе анализа было рассмотрено множество дизайн-проектов самых известных отечественных и зарубежных дизайнеров и архитекторов. А именно такие имена как: Патриция Уркиола, Карим Рашид, Инго Маурер, Вернер Пантон, Арне Якобсен, Арне Квинз, Антони Арола, Алвар Аалто, Петрус Палмер, Джон Лофгрен, Йонас Петерссон, Хелла Йонгериус, Ричард Роджерс, Стефан Галерно, Виктория Косарева, Андрей Надточий, Артемий Лебедев, Филипп Тангалычев, Дарья Касацкая, Никита Баринов, Егор Жгун, Евгений Зорин, Анна Клейменова, Таисия Лушенко, Андрей Майков, Искандер Мухамадеев, Владимир Павленко, Лизавета Романцова, Анастасия Тихонова, Алексей Шаршаков, Илья Шульгин и Кирилл Кочетов [5].

Особое влияние и вклад в художественно стилистический образ интерьера индивидуального жилого дома оказали следующие люди из области дизайна и архитектуры, как веяние современных тенденций: Илья Шульгин, Кирилл Кочетов, Алвар Аалто, Ричард Роджерс, Филипп Тангалычев и Дарья Касацкая.

Анализу подверглись работы в современных стилистических направлениях дизайна интерьера. Все работы можно обозначить под общим знаменателем — минимализм. Он несет в себе отказ от вычурности и безумия красок. Он стал не только дизайнерским направлением, но и мировоззрением, стилем жизни. В нем все подчиняется строгости и прямолинейности, сдержанности и спокойствию. Во главе стоит пространство, а стиль призван сделать его совершенным. Наполнить помещение простором, впустить в нее свет и вдохнуть воздух — вот истинная цель [1].

© Мохова М.В., 2017.

Научный руководитель: Коваленко Геннадий Васильевич — кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ...

Философия этого сдержанного дизайна несет в себе следующие основополагающие моменты: максимум простоты в сочетании со свободным пространством; функциональность и технологичность каждого предмета; цветовая сдержанность; современная техника; чистота на грани стерильности; минимум аксессуаров.

Проанализируем пространство дома и определим функциональные зоны. Изучив необходимый материал, проанализировав аналоги, определив функциональную составляющую и расставив акценты в требованиях, можно смело переходить непосредственно к дизайн-проектированию, состоящего из: объёмно-планировочного решения, композиционного решения, колористического решения, и световой дизайн. В свою очередь каждый из этапов содержит определенное количество нюансов со своей спецификой [1].

При оформлении жилых помещений профессиональные дизайнеры, в первую очередь, учитывают индивидуальные предпочтения заказчика, его привычки, стиль жизни и личные интересы. Это невозможно без того, чтобы внутренняя обстановка предельно соответствовала представлениям владельцев дома об уюте и оптимальном уровне комфорта. Дизайн жилых интерьеров во многом должен быть своеобразным визуальным портретом человека, живущего в данном загородном доме или квартире.

Соответственно, на первом этапе разработки стилевого оформления интерьеров дизайнеры пытаются, как можно более подробно выяснить пожелания заказчика и определить его личностный тип. У каждого человека взгляды на личное пространство и домашний уют совершенно разные: кто-то ценит гармоничность интерьеров в каждой комнате и спокойные, светлые тона, а другие предпочитают нестандартные, креативные решения и яркие расцветки [4].

Помимо личных предпочтений заказчика, в проектировании дизайна жилых помещений ключевую роль играет и функциональность. Учитывая серьезные цены на квадратный метр недвижимости и порой стесненные условия городских квартир, дизайнерам приходится предельно внимательно подходить к планировке и функциональному зонированию жилого пространства. Вообще, отличительная особенность жилых интерьеров заключается в их многофункциональности [1].

Если в офисном помещении все должно быть подчинено комфортным условиям для работы сотрудников, и соблюдению жестких требований эргономики, в клубе — возможности спокойно отдохнуть или заняться спортом, а в кинотеатре — комфортному просмотру фильмов на большом экране, то внутренние интерьеры дома должны позволять его владельцу заниматься самыми разнообразными делами -отдыхать, веселиться, работать, воспитывать детей и многим другим.

Естественно, что самым простым способом функционального зонирования в такой ситуации является выделение отдельного помещения для каждой отдельной функции. То есть дизайнер определяет основные функциональные зоны, которые необходимы для полноценного существования в доме. Это зона сна и отдыха, помещения для приготовления и приема пищи, отдельные зоны для гигиенических процедур, воспитания и ухода за детьми, отдыха и развлечения, хранения различных вещей и предметов, помещение для работы или выполнения учебных занятий.

К сожалению, на практике выделение отдельного помещения для каждой из этих функций возможно только для владельцев крупногабаритных квартир и больших частных домов [2]. И то в очень редких случаях. В основном же дизайнеры сталкиваются с необходимостью объединять отдельные функции в одном помещении, например, столовую и кухню или рабочее место и спальню.

Главная задача дизайнера заключается в том, чтобы наиболее рационально использовать имеющиеся в его распоряжении площади. Для этого, помимо объединения отдельных функций в одном помещении, дизайнер продумывает использование таких элементов интерьера, которые могли бы быть максимально эргономичными и были способны обеспечить рациональное использование небольшого жилого пространства. Например, установка сборной и раскладной мебели, способной выполнять сразу несколько функций. Это может быть раскладной диван в спальне с отсеком для хранения вещей или двухэтажная детская кровать, обеспечивающая экономию свободного пространства в комнате [1].

В зависимости от того или иного функционального назначения помещения, предпочтений заказчика и выбранной планировки дизайнер в дальнейшем подбирает конкретные элементы интерьера, включая мебель, освещение, отделочные материалы и дополнительные предметы, способные украсить комнату. Разрабатывается как общее стилевое решение квартиры или загородного дома, так и индивидуальный дизайн, и стиль обстановки каждого помещения в отдельности [3].

Работу по проектированию дизайна жилых помещений можно рассматривать как творческую задачу, при решении которой проявляются особые таланты, опыт и профессионализм дизайнера. Однако, несмотря на достаточно широкий простор в принятии решений, дизайнеры по интерьерам всегда основываются на определенных рекомендациях, касающихся оформления жилых пространств [3].

Сегодня разработка дизайна жилых помещений может осуществляться исходя из двух основных принципов. Это полностью авторский дизайн, который предусматривает присутствие заказчика только в

самом начале работе дизайнера, при составлении задания на проектирование интерьера, где прописываются все его пожелания. Либо разработка дизайна жилых интерьеров с участием заказчика, когда каждый этап проектирования согласуется с клиентом, он участвует и в выборе отделочных материалов, и в проверках хода работ.

Методика формирования динамичной ...

Хотя второй вариант наиболее распространен в практике компаний, занимающихся предоставлением услуг по проектированию дизайна интерьеров жилых помещений, он, как правило, часто приводит к нарушению первоначальной концепции дизайн-проекта. Своим непосредственным участием заказчик нередко разрушает весь дизайн, созданный профессиональными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и опытом. Поэтому так важно на практике, чтобы заказчики при проектировании интерьеров своей квартиры или загородного дома полностью доверяли дизайнерам [1, с.31-38].

Итак, создание дизайна интерьера начинается с приятного знакомства дизайнера с клиентом. Заказчик высказывает все пожелания, оговаривает размеры площади, желаемый стиль, цветовые преимущества и бюджет намеченного декора и ремонта. Работа по формированию новейшего дизайна помещения разделяется на отдельные этапы:

— создание эскиза проекта, грамотная планировка пространства в AutoCAD;

— построение будущего интерьера в 3D, подготовка изображений для визуализации интерьера;

— изготовление пакета чертежей для рабочих в AutoCAD;

— подбор элементов интерьера (мебели, материалов, светильников) в интернет-магазинах.

В жилом интерьере протекает большое количество самых разнообразных процессов. В ходе проектирования квартир выработались понятие, номенклатура и расчетный состав зон бытовых процессов, взаимосвязанных с пространственным решением квартиры. Лишь тщательно и разумно организованное пространство обеспечивает высокий уровень удобства проживания в нем. Такая организация должна всесторонне учитывать многообразие требований — в первую очередь, функциональных — к условиям жизнедеятельности в квартире, в совокупности определяющих понятие ее комфортабельности [10].

Зоны бытовых процессов должны обеспечивать условия для наиболее полного выполнения каждого из них. Для этой цели определяются конфигурация и размеры пространства, учитываются необходимая степень изоляции, взаимосвязи или обособленности и последовательность выполнения бытовых процессов. При проектировании квартиры необходимо четко представлять размещение зон бытовых процессов, их разумное сочетание в целях экономии пространства, предусматривать удобство сообщения между зонами и оптимальные условия для выполнения каждого процесса.

Зонирование квартиры в целом состоит в делении ее на две основные зоны. Одну из них составляют спальные комнаты и сопутствующие им помещения — туалетная комната, гардеробное помещение или встроенные шкафы. Это зона отдыха, покоя, индивидуальных занятий. Ее принято называть ночной или тихой, интимной зоной, размещение ее предпочтительней в глубине квартиры, подальше от прихожей. Другая зона — зона общесемейных общений, получения информации, приема гостей, приготовления пищи и других подобных процессов. Эту зону принято называть дневной, шумной, иногда общественной частью квартиры. В состав этой зоны, примыкающей ко входу в квартиру, входят прихожая, общая комната, кухня, встроенные емкости, коммуникационные коридоры [8].

Вариантность функций — возможность кратковременного внутреннего приспособления квартиры за счет изменения функций. Помещения, функции которых нужно объединить, обычно находятся рядом друг с другом.

При решении квартиры в одном уровне зонирование может быть поперечным — по обе стороны от входа, более предпочтительно продольное, с размещением тихой зоны в глубине квартиры. При расположении квартиры в нескольких уровнях, зонирование ведется, как правило, поэтажно. Особый тип представляют квартиры с гибкой планировкой, позволяющей с помощью шкафных и раздвижных перегородок менять в зависимости от функциональных процессов конфигурацию внутренних пространств (объединять общую комнату со столовой или холлом, прихожей и т.д.).

Следующим шагом в разработке интерьера является расстановка мебели так, чтобы она помогла правильно прозонировать каждое помещение квартиры, максимально раскрыв зоны активных действий, и создав уют и некоторое уединение «тихих» зон. При этом, в процессе такого зонирования, важно, чтобы мебель не стояла «на проходе» и не мешала удобным связям между микрозонами помещения. Наряду с таким зонированием в горизонтальной плоскости можно рекомендовать зонирование помещений по вертикали. Целесообразно выделение трех основных ярусов: рабочая зона (нижний ярус, где происходят наиболее активно все основные процессы); информационный пояс (средний ярус на высоте 0,7 — 1,8 м, где целесообразно вешать зеркала, картины и др. информацию) и «технический уровень» (самый верхний ярус, менее всего используемый постоянно [8].

Прихожая, а раньше она называлась «передняя, парадная»- визитная карточка квартиры. К ее традиционным функциям сейчас прибавилась еще одна — место кратковременных деловых контактов: зане-

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ...

сти-забрать бумаги, зайти на пару минут, не раздеваясь и не проходя в квартиру, и т.д. При невозможности организации такой зоны краткосрочного контакта в прихожей ее целесообразно предусмотреть поблизости — в холле, входной части общей комнаты, в кабинете и т.д.

Кухня, несмотря на относительно небольшие размеры, занимает одно из центральных мест в квартире. Первостепенной задачей в организации интерьера здесь встает рациональное размещение оборудования в пространстве. В зависимости от размеров и пропорций помещения кухни оборудование ее рабочей зоны может располагаться, желательно непрерывной линией, вдоль одной или двух стен, также «Г» -или «П» — образно.

Общую высоту кухонного оборудования можно условно разбить на четыре зоны — очень низкую, низкую, среднюю и высокую. Зона, расположенная от пола до уровня 40 см, неудобна для пользования -она плохо просматривается. На этом уровне, если отсутствуют выдвижные ящики, трудно укладывать и доставать вещи. Эту зону можно использовать для хранения редко употребляемых предметов средних размеров и тяжести. Если применяются глубокие выдвижные ящики, то в них можно хранить и более крупные и тяжелые предметы. Для пользования зоной от 40 до 75 см также нужно затрачивать определенные усилия. На уровне от 75 до 190 см хорошо просматривается все оборудование, удобно хранить, укладывать и доставать мелкие и хрупкие вещи. Зона, расположенная свыше 190 см, также неудобна для эксплуатации. Единая высота для рабочих поверхностей всех напольных мебельных изделий и приборов позволяет создать единый непрерывный рабочий фронт без зазоров и разрывов, без углублений и выступов [8].

Гостиная в доме — центр общения, отдыха, досуга, культурного времяпровождения семьи и ее гостей. Учитывая ее функциональные особенности, гостиную целесообразно размещать ближе к входу, рядом с прихожей и кухней. Гостиная относится к репрезентативной части дома, являясь, как правило, ее главным ядром, и к организации ее пространства, отделки интерьера предъявляются особые требования.

Спальные комнаты и детские относятся к интимной (тихой) зоне квартиры и располагаются, как правило, в ее глубине.

Архитектурная полихромия воспринимается в интерьере иначе, чем во внешнем мире, так как замкнутое пространство — достаточно специфическое пространство, значительно слабее освещенное солнечным светом, нежели природная среда. Цвет может влиять на пространственную характеристику интерьера, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскостную, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или тепла. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это, в первую очередь, красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие [10].

Библиографический список

1.Брянский И.Н., Коротич Е.Н. Анализ проектов в дизайн-проектировании интерьера индивидуальных жилых домов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). — Новосибирск: СибАК, 2016. — С. 31-38.

2.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Серия: Дизайн архитектурной среды. Издательство: Архитектура — С, 2014.

3.Иконников A.B. Влияние комплекса предметно-пространственной среды на эстетическую ценность объекта / Тр. ВНИИТЭ. Вып. 30 — М., 2015. — С. 77-90. — (Сер. Техническая эстетика).

4.Современный интерьер — 2014. Вторая городская специализированная выставка: Справочно-информационное издание. При поддержке Приморского отделения Союза Дизайнеров России. — Владивосток, 2014. Трусов Ю.В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 1. / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-hudozhestvennogo-obraza-v-di… (Дата обращения: 06.06.2017).

5.Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учебное пособие. — М.: Архитектура-С, 2015.

МОХОВА МАРИЯ ВАДИМОВНА — магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия.

Для чего нужно зонирование?


Зонирование — это процесс разделения пространства на отдельные зоны с определенными функциональными целями и требованиями. Оно может быть полезно во многих областях жизни, например:

  1. Дизайн интерьера: Зонирование в интерьере помогает создать определенную атмосферу и функциональность, обеспечивая пространство нужными элементами. Например, выделение зоны отдыха, кухни, спальни и т.д.

  2. Ландшафтный дизайн: Зонирование в ландшафтном дизайне может помочь организовать различные функциональные элементы, такие как газоны, клумбы, площадки для отдыха, аллеи и т.д.

  3. Безопасность на работе: Зонирование в рабочих местах, таких как фабрики и склады, помогает разделить области с различными уровнями опасности, что может снизить риски для сотрудников.

  4. Градостроительство: Зонирование в градостроительстве может помочь определить функциональное назначение земельных участков, например, разделить зоны жилой застройки, коммерческих и промышленных объектов.

  5. Планирование сельскохозяйственной деятельности: Зонирование в сельском хозяйстве может помочь определить области для выращивания определенных культур и распределения ресурсов, таких как вода и удобрения.

Зонирование может помочь повысить эффективность использования пространства и ресурсов, повысить комфорт и безопасность для людей и обеспечить более эффективное использование земли и ресурсов в целом.

Написано