Для тех, кто владеет небольшими земельными участками, гараж в цокольном этаже может оказаться наилучшим решением: его размещение на этаже под землей позволяет сберечь ценную площадь для возведения бани или сарая.
Есть только один важный нюанс: подземный гараж строится вместе с домом, а не после возведения здания.
Гараж в цокольном этаже
Его наличие нужно предусмотреть сразу, так как в процессе эксплуатации здания его строительство будет уже практически невозможным. Нужно определиться, каким будет гараж под домом – полностью или частично скрытым под землей. Оба варианта располагаются под одной крышей со зданием, но второй обычно на 1/3 выше уровня нулевого этажа.
Чаще делают частично скрытые под землей гаражи, так как их обустройство легче и проще. И очень важно не делать его слишком глубоким, чтобы не столкнуться с сыростью, повышенным давлением на стены и грунтовыми водами.
Сразу же учтите, что построенный гараж впоследствии нельзя будет эксплуатировать как еще одну жилую комнату, ведь помещения такого типа считаются взрывоопасными. По этой же причине в подземном гараже нельзя ставить машины с газобалонным оборудованием. Это начальные правила безопасной эксплуатации помещения на цокольном этаже.
Преимущества гаражного помещения в цоколе
Для большинства владельцев автотранспорта все равно, где находится гараж, в пристройке или в полуподвальном варианте помещения. Главное, чтобы заезд внутрь и выезд из гаража на площадку был максимально удобным, и обеспечивались нормальные условия хранения техники.
Гараж в цоколе представляет интерес с точки зрения архитектуры и дизайна:
- Зрительно здание выглядит более компактным и аккуратным, без неприглядных пристроек и достроек;
- Расположение гаража на уровне цоколя дает возможность отнести весь первый этаж к полуподвальным и подвальным помещениям, а значит, есть возможность искусственно увеличить этажность здания без дополнительных разрешений надзорных органов;
- Наличие заглубленного варианта гаража практически не сказывается на облике фасада здания. Благодаря цоколю практически не видны или просматриваются в незначительно степени элементы ворот и отделки, при этом сохраняется комфортность заезда без дополнительных маневров по территории участка.
Важно! Наличие помещения на уровне цоколя ухудшает условия эксплуатации гидроизоляции, так как значительный участок фундаментной системы, занимаемый гаражом, приходится усиливать гидроизолирующими барьерами от замокания.
Кроме того, в большинстве случаев при открытых входных воротах увидеть, что именно происходит внутри гаражного помещения, практически невозможно, так как въездная дорожка перекрывает большую часть пространства. Для автолюбителей одной из наиболее привлекательных особенностей хранения автомобиля в помещении цоколя дома является простой и быстрый доступ в гаражное отделение через внутренние двери.
Подробнее о гидроизоляции гаража
Защитить это помещение от влаги можно самостоятельно – для этого нужно вооружиться дрелью с различными насадками, саморезами и гидроизоляционным материалом. В роли последнего выступает рубероид: он сформирует изолирующий слой, через который не пробьется влага. Этим материалом нужно покрыть стены и пол, фиксируя полотна рубероида с помощью саморезов.
Если требуется особенно сильная защита (когда влажность повышенная), можно установить на стенах и полу фильтрующие подушки. Они монтируются прямо на рубероид и являются вполне эффективным вспомогательным средством. После чего на всю эту гидроизоляцию (как с подушкой, так и без нее) нужно наложить армирующую сетку и провести штукатурку стен, потолка, пола, чтобы все поверхности были ровными и готовыми к эксплуатации или покраске.
Недостатки строительства гаража с расположением в цоколе здания
Помимо перечисленных достоинств цокольного расположения гаража, существуют определенные трудности, напрямую связанные с тем, что в цоколе дома обустроено помещение для хранения автомобиля:
- Разрыв в фундаментной ленте и цоколе из-за обустройства входных ворот приводит к перераспределению нагрузки на другие участки фундамента. В связи с этим исследование несущих способностей грунта должно выполняться только профильными специалистами;
- Из-за низкого цоколя, большой площади соприкосновения гаражных стен с грунтом и почвенными водами требуется использование исключительно мощной и качественной внешней гидроизоляции и мощной вентиляции внутри помещения. Кроме того, необходимы специальные меры дренажа дождевой воды в области входных ворот и площадки перед въездом в гараж;
- Пониженный относительно грунта уровень помещения способствует скоплению газов и испарений, связанных с обслуживанием техники и работой двигателя машины. Чтобы блокировать проникновение паров с уровня цоколя на верхние этажи, потребуется дополнительное уплотнение щелей и стыков в плитах перекрытия.
К сведению! За редким исключением, для гаража, расположенного в цоколе или подвальном помещении, применяются только подъемные типы ворот, распашные конструкции обычно не используются из-за того, что уровень поверхности площадки перед воротами, как правило, выше порога.
Если гараж не отапливается, приходится уделять дополнительные меры по утеплению краевых частей фундамента, прилегающих к цоколю и помещению гаража.
Список инструментов и техники
Голыми руками такой объект, как подземный гараж, не сделаешь. Нужны инструменты, а на определенных этапах придется даже задействовать спецтехнику. Поэтому мы предоставляем вам перечень всего необходимого, чтобы вы подготовились к каждой стадии строительства гаража под крышей частного дома на цокольном этаже.
Инструменты:
- одна дрель с различными насадками;
- киянка для укладки плитки;
- скребок для разравнивания бетона;
- уровень.
Спецтехника на строительстве гаража
Спецтехника:
- экскаватор;
- автокран или подобная ему грузоподъемная техника, способная положить плиты;
- машины для перевозки всего необходимого.
Материалы:
- железобетонные плиты;
- рубероид;
- армированное железобетонное перекрытие;
- легкая арматурная сетка;
- штукатурка;
- щебень;
- бетон;
- тротуарная плитка;
- противоскользящие полоски;
- кирпич;
- канализационная решетка;
- металлические опоры и перекрытия для крыши;
- шифер.
Удобно ли пользоваться гаражом, расположенным на уровне цоколя
Большинство владельцев считают подобное расположение помещения для хранения машины достаточно удобным. В летнее время, благодаря хорошей вентиляции, в помещении нет сырости, но есть сухая комфортная прохлада. Тогда как в большинстве наземных гаражей в летний зной очень жарко.
Хранение автомобиля в полуподвальном или подвальном помещении является не очень удобным для выполнения ремонтных работ с подвеской и днищем машины. Мощная плита и толстый слой донной гидроизоляции делают практически невозможным обустройство смотровой ямы, а небольшая высота потолков в 2,5- 2,8 м сильно затрудняет использование подъемников или опрокидывателей.
К недостаткам можно отнести также необходимость строительства специального заезда в гараж в виде наклонной площадки или пандуса, что, соответственно, меняет профиль придомовой территории. Вдоль боковых линий и отмостки фундамента потребуется установить очень мощную подземную ливневую канализацию, так как естественный уклон пандуса приведет к перенаправлению потоков дождевой воды к воротам гаража. В некоторых случаях приходится вдоль заезда в помещение гаража выстраивать высокие парапеты, препятствующие затеканию. В зимнее время яма пандуса перед гаражом – идеальное место для сугроба высотой в человеческий рост.
Требования к подземным гаражам при их сооружении
Гаражи подземные позволяют современному владельцу своего участка сэкономить несколько десятков метров полезной площади для посадки растений или благоустройства территории. Все больше такие сооружения требуются и в больших городах, где зачастую очень трудно найти место для парковки автомобиля.
Очень удобно сотрудникам, когда их офисное здание с подземными гаражами. В этом случае они не переживают за свой транспорт, что его могут убрать из-за неправильной парковки авто или повредить.
Цокольный этаж с гаражом на склоне
Одним из наиболее интересных вариантов реализации гаража в цокольном этаже является использование естественного наклонного рельефа местности. Наиболее удобным для обустройства гаража с расположением в цоколе дома будет наклон или скат поверхности с углом 8- 15о. На более пологом рельефе заметного эффекта от цокольного расположения помещения под машину не наблюдается, при более крутых наклонах ската холма дом зачастую приходится оформлять в виде террас с использованием свайных опор.
Устройство цоколя на склоне
Наличие склона позволяет уменьшить количество земляных работ по обустройству котлована под здание. Для выравнивания площадки под фундамент требуется выполнить вертикальный рез склона под заднюю стенку цоколя и часть ее фундамента, далее бульдозером просто убирается часть грунта, и выполняется планировка под подошву постройки.
Установка дома с цокольным расположением гаража на склоне холма, как правило, требует очень серьезных защитных мероприятий по предотвращению сползания верхних слоев грунта на заднюю стенку здания. Как правило, фундаменты для таких домов строят из блоков ФБС на глубину не менее 2,5- 3 м. Часть цоколя из блоков искусственно поднимают над уровнем грунта, чтобы обеспечить удержание верхних слоев почвы, нависающих над коробкой здания.
После обустройства цоколя здания задняя часть дома будет чуть ли не полностью заглублена в грунт, фасад с цокольным этажом и гаражом практически полностью будут на поверхности. Кроме того, выездная дорожка и площадка перед гаражом будут иметь уклон, направленный от фундамента, что обеспечит отличное водоотведение и определенное удобство при выезде автомобиля из помещения. В период интенсивных снегопадов площадку перед въездом не заносит снегом и не заливает талой водой.
Преимущества цокольного гаража на склоне
Можно сказать, что для зданий на склоне расположение помещения для машины в цоколе является удачным сочетанием преимуществ полуподвала и обычного гаражного помещения. Нет проблем со снегом и дождевой водой, но при этом внутри сохраняется стабильная температура, прохладно летом и тепло в зимнее время.
При правильном обустройстве фундамента из бетонных блоков есть возможность в стенах выполнить дополнительные окна или вентиляционные каналы. При хорошей тепловой и звуковой изоляции потолка любые, даже самые активные работы не создают дискомфорта обитателям дома.
Для такого полуподвала можно использовать любые типы ворот, от распашных до откатных. Можно обустроить площадку и навес для стоянки автомобиля, что практически невозможно для большинства цокольных помещений классического исполнения.
Подпорные стены
При реконструкции гаражного съезда самое время отремонтировать подпорные стены, если они того требуют. В зависимости от их состояния конструктором принимается решение на счет рентабельности капитального ремонта. Нередко бывает так, что дешевле снести старые стены и построить новые.
Основная причины разрушения подпорных стен – вода, мороз и корни деревьев. Как правило, ремонт уместен в том случае, если не разрушена их конструктивная основа. Стены нужно полностью откопать и освободить от старой гидроизоляции, удалить штукатурку. После того как стены окончательно просохнут, их заново штукатурят со стороны грунта и гидроизолируют комплексом современных материалов. Вверху стен обязательно необходимо предусмотреть оголовок, установленный поверх слоя пленочной или рубероидной гидроизоляции.
При организации дренажа поверх гидроизоляции укладывают профилированную мембрану, слой чистого щебня одинаковой фракции и геотекстиль, который защитит дренажный слой от заиливания. Профилированная мембрана в этой системе защищает гидроизоляцию от повреждения щебнем. Она укладывается шипами наружу, промежутки между которыми выполняют функцию водоотводящих каналов. Нижняя часть мембранного слоя образует желоб под дренажной тубой, в котором собирается вода.
Таким образом, создаются все условия для быстрого и эффективного отвода воды. Защищенные подпорные стены прослужат долго; со стороны съезда их желательно оштукатурить, а подземную часть гидроизолировать и при необходимости устроить дренаж.
Источник
Как сделать вентиляцию гаража
Совет: Для комфортного пользования подземной парковкой, чтобы избежать неприятных запахов бензина и другой химии, которые могут проникать в жилую зону, следует позаботиться о непрерывном воздушном вихре для помещения.
По нормам СНиП интенсивность воздухообмена в автогараже должна быть на один легковой авто 180 куб. м. в час. Такую атмосферу может создать только работа качественной приточно-вытяжной вентиляции (см. Оборудование гаража вентиляцией в деталях). Проветривание кратковременным открытием ворот не сможет решить проблему.
Вентиляция помогает защищать от вредных выхлопных газов, удаляет из гаража избыток влаги. Это особенно важный момент при строительстве отапливаемых гаражей.
В этом случае разница температур между относительно теплым помещением и холодным автомобилем вызывает образование на кузове конденсата. Непрерывный приток свежего воздуха позволяет быстро удалять сырость и спасает машину от появления преждевременной коррозии.
Из-за расположения подземного гаража ниже уровня земли для качественной работы вентиляции нужны принудительные механизмы.
Для этих целей существует два варианта устройств:
В этом устройстве соединены два блока, которые отвечают за поступление и вытяжку воздуха. Эта компактная конструкция легко монтируется, но слишком дорогая, зато атмосфера внутри гаража будет идеальной.
В ее составе два отдельных блока, которые отвечают за поступление и вытяжку воздуха. Совместная их работа налажена датчиками, обеспечивающими контроль над микроклиматом технического помещения.
Совет: Для предотвращения возникновения пожара все кабели в подземном гараже должны покрываться специальным изоляционным слоем. Обязательно следует установить пожарную сигнализацию в подземном гараже.
Бетонирование конструкции
Заливка въезда осуществляется в несколько этапов:
- Заливается основной слой, толщина которого составляет приблизительно 15 сантиметров;
- Укладывается арматурная сетка 50×50 сантиметров;
- Заливается финишная стяжка. В данном случае приготавливается раствор без щебня. Пропорции цемента и песка должны составлять 1:4;
- Стяжка выравнивается с помощью ровной доски или правила.
Когда стяжка отстоится некоторое время, сверху на нее насыпается немного сухого цемента ― это позволит улучшить гидроизоляционные свойства.
После заливки въезд нельзя использовать, как минимум, сутки, даже если он кажется достаточно прочным спустя несколько часов. Это необходимо для полной полимеризации и высыхания раствора. Опалубку разбирать можно только после абсолютного отвердения бетона.
Завершающий этап въезда ― подравнивание выступающих участков с помощи шлифовальной машины и облагораживание общего внешнего вида.
Установка опалубки
Следующий шаг ― монтаж опалубки. Со стороны гаражных ворот она должна соответствовать уровню порога, а с обратной стороны ― уровню земли.
Сооружение опалубки происходит в такой последовательности:
- По всем четырем углам подготовленной площадки вбиваются деревянные колышки;
- К колышкам прибиваются доски;
- С каждой из сторон (помимо стороны фундамента) в середине досок установить еще по одному колышку для дополнительного усиления.
Когда опалубка будет готова, последовательно прокладывается гидроизоляционный и утепляющий слой. В качестве гидроизоляционного материала подойдет линокром, армокров и другие варианты, часто применяемые обустраивая кровлю.
А в качестве утеплителя ― экструдированный пенополистирол с толщиной в 5 сантиметров. Затем устанавливается арматурный каркас ― сетка из нержавеющей стали с диаметром 2,5 мм.
Подготовка площадки
Надежность бетонного въезда зависит от грамотно проведенных подготовительных работ.
На начальном этапе требуется по всей площади будущего въезда снять 15 сантиметровый слой грунта ― с меньшей глубиной невозможно обеспечить необходимый уровень прочности.
Затем внимательно осмотреть площадку, проверить наличие в ней скрытых ям и нор.
Важно! Грунт необходимо уплотнить, несколько раз подряд пройдясь трамбовкой по всей его площади. Особое внимание нужно уделять рыхлым участкам.
На дно насыпать 5 сантиметровый слой мелкого гравия. Это предотвратит возникновение трещин в бетонной конструкции из-за промерзания почвы с зимний период.
Способы устройства пандуса
Пандус представляет собой площадку с прочным покрытием, выстроенную с небольшим уклоном в направлении от гаража. Это обеспечивает максимальное удобство его эксплуатации. Существует несколько способов сделать подъезд к гаражу своими руками.
Временная конструкция. Если требуется максимально быстро обустроить территорию для въезда автомобилей, можно соорудить настил из досок. При достаточном количестве качественного пиломатериала можно сделать достаточно прочную и долговечную конструкцию. Этот тип подъездных путей выгоден своей быстрой возводимостью и экономичностью. Но имеет и минусы, в числе которых:
- недостаточно долгий срок службы;
- более низкая степень прочности, чем у бетонных и асфальтированных покрытий;
- разрушается под воздействием влаги.
Что такое цокольный этаж и подвал?
Цокольный этаж и подвал — это две разные части здания.
Цокольный этаж находится над уровнем земли, но ниже первого этажа. Он может быть использован как жилая площадь, например, как подсобное помещение, гараж, подвальное помещение или для коммерческих целей, таких как магазины, кафе и т.д. Цокольный этаж обычно имеет окна и отдельный вход.
Подвал — это помещение, находящееся под уровнем земли, без окон и часто без отопления. Он может использоваться для хранения, как подсобное помещение, а также для коммерческих целей, таких как склады и т.д.
Главное отличие между цокольным этажом и подвалом заключается в том, что первый имеет окна и отдельный вход, а второй — нет. Также цокольный этаж может быть использован в качестве жилой площади, а подвал — нет.