Высокие тарифы автосервисов заставляют многих автовладельцев самостоятельно заниматься ремонтом своих автомобилей. Однако это предполагает наличие соответствующей инфраструктуры в гараже, важным компонентом которой является смотровая яма.
Размеры смотровой ямы
Все начинается с размеров. Их не берут с головы — есть определенные рекомендации, которые прошли проверку временем, эмпирическим опытом других автовладельцев и полностью соответствуют требованиям безопасности. Они не являются стопроцентно универсальными, но с большой долей вероятности прекрасно сработают и в вашем случае:
- ширина определяется расстоянием между колесами машины, при этом минимальная рекомендуемая составляет 80 см;
- конечная длина должна быть больше общей длины автомобиля как минимум на 1 м;
- глубина зависит от роста человека и его способностью получить доступ к любой детали авто — к нему добавляется 15-20 см.
Есть нюанс: при невысоком росте автовладельца лучше сделать яму в 1,8-2 метра, а позже сделать настил либо подставку. Другой вариант — использование приставной лестницы. Удобно!
Также следует заранее выяснить, каков уровень пролегания грунтовых вод в вашем гараже. Если он достаточно высокий, то яму нужно сделать неглубокой либо вовсе отказаться от проекта.
При выкапывании котлована принимают в расчет толщину стен и подложки, поэтому прибавляют к указанным выше габаритным размерам как минимум 30 см по длине и ширине. С фактической глубиной котлована все сложнее. Нужно принять во внимание:
- толщину подушки;
- высоту стяжки;
- слой гидроизоляции.
И лишь уже от этого отсчитывать упомянутые выше 1,8-2 метра.
Приводим в пример готовые чертежи, которые помогут подготовить проект правильно. Вам останется лишь адаптировать их к особенностям вашего гаража.
Какие потребуются материалы
- песок и гравий — для приготовления кладочного раствора;
- щебень — для формирования подушки;
- цемент — для замешивания раствора;
- деревянные бруски в 30 на 30 мм (можно и 40 на 40);
- доски толщиной до 2,5 см или фанера толщиной до 1,5 см — для создания опалубки;
- доски толщиной до 4,5 см — для обустройства крышки смотровой ямы;
- гидроизолятор (рубероид, мастика, пленка) — для профилактики проникновения грунтовых вод и защиты стяжки от сырости (посмотрите, как сделать гидроизоляцию правильно);
- армирующий прут и стальная проволока — для создания армирующей решетки по стенам и напольному основанию ямы.
Если вы делаете вентиляцию, то также понадобятся пластиковые трубы — оптимально использовать варианты с диаметром до 10 см. Деревянные доски и бруски можно заменить кирпичами и пеноблоками, но стоимость работ в связи с этим вырастет.
Технология обустройства в 13 шагах
Шаг 1. Наносим разметку на пол. Делается это обычным мелом — выбираем место аккурат посередине помещения.
Шаг 2. Раздолбите бетон и срежьте всю арматуру по периметру.
Шаг 3. Удалите из проема грунт. Можно воспользоваться для этого лопатами.
Шаг 4. Выровняйте дно образованного котлована лопатами, аналогично — и со стенками.
Шаг 5. Оформите вентиляцию — без нее можно обойтись, но с ней воздух в смотровой яме и в гараже в целом будет заметно чище и приятнее. О вентиляция в гараже в целом — читайте здесь.
Это делается с помощью пластиковой трубы с диаметром не менее 10 см. Для этого нужно выкопать горизонтальную траншею и вывести ее через стену. Уже в траншее размещайте трубу таким образом, чтобы нижний ее конец находился у самого дна.
Шаг 6. Засыпьте в яму песок с расчетом на слой толщиной до 20 см. Поливая водой, утрамбуйте до нужной формы, а затем поверх уложите 10-сантиметровый слой щебня. Лучше использовать щебень с мелкими и средними фракциями.
Шаг 7. Выберите нужный гидроизолятор и зафиксируйте его на стенках и полу смотровой ямы. Идеально подходит материал рулонного типа: дешевле всего — рубероид, если бюджет посолиднее, то можно воспользоваться гидроизолирующей мембраной или пленкой.
Обратите внимание: полосы гидроизолятора укладываются нахлестом до 10 см, а после стыки закрепляются мастикой на основе битума либо специальными лентами. Также следует вывести гидроизолятор наружу и прижать концы каким-нибудь грузом при монтаже, чтобы избежать смещения.
Шаг 8. Выполняйте заливку дна стяжкой. Ориентировочная толщина слоя — 5-7 см.
Шаг 9. Стенки выполняются из блоков либо кирпичей.
В случае, если решили работать с блоками/кирпичами, то укладку ведите со смещением на половину. Отлично подходит для фиксации кладочный раствор из цемента и песка.
Есть и второй вариант — создание монолитной конструкции из бетона. Для этого необходимо из досок либо фанеры (см. материалы) подготовить опалубку. Она может быть одно и двухслойной. Обычно двухслойную оформляют в тех случаях, когда приходится иметь дело с непрочным песчаным грунтом.
Усилит конструкцию армирующий каркас, размещенный аккурат посередине. Части каркаса можно скрепляются между собой арматурным прутом.
Шаг 10. Заливаем бетон. Используйте весь его массив, лучше всего заливку производить в течение дня через каждые 4 часа.
Шаг 11. Через неделю снимайте опалубку, но пользоваться ямой еще нельзя — она окончательно затвердеет только примерно через 30 дней.
Шаг 12. Займитесь финишной отделкой. Можно:
- покрасить;
- облицевать керамической плиткой;
- оштукатурить.
Шаг 13. Последний штрих — создание ограничительной конструкции по периметру. Для этого можно использовать уголок из стали. Однако зачастую этот этап многими владельцами гаражей благополучно пропускается. Но если вы хотите сделать все эстетично и красиво, то действуйте!
Заключение
Смотровая яма в гараже — не роскошь, а необходимость, если вы привыкли устранять мелкие неисправности в автомобиле своими руками и хотите создать максимально располагающую для комфорта обстановку в помещении. Конечно, для ее правильного обустройства придется потратить энное количество денег, времени и физических ресурсов, но зато в вашем расположении всегда будет прямой и, главное, безопасный доступ к днищу машины.
Все сделано? Оцените популярные варианты для пола в гараже
Как сделать смотровую яму в гараже своими руками?
Создание смотровой ямы в гараже может быть полезным для обслуживания и ремонта автомобиля. Вот пошаговая инструкция о том, как можно сделать смотровую яму своими руками:
Шаг 1: Подготовьте необходимые инструменты и материалы:
- Лопата и инструменты для копки
- Бетономешалка или ручная мешалка для бетона
- Арматура (железные стержни)
- Формы для бетонирования
- Бетон
- Песок и щебень для подготовки основания
- Водостойкий клей
- Гидроизоляционный материал (если необходимо)
Шаг 2: Выберите место:
Определите место, где вы хотите создать смотровую яму в гараже. Убедитесь, что это удобное место и не будет мешать другим деятельностям в гараже.
Шаг 3: Копка ямы:
Используя лопату и другие инструменты для копки, начните выкапывать яму нужной глубины. Глубина ямы зависит от того, насколько глубоко вы хотите, чтобы можно было работать под автомобилем. Обычно это 1,5 — 2 метра.
Шаг 4: Подготовка основания:
Подготовьте дно ямы, уровняйте его и создайте подушку из песка и щебня для обеспечения хорошей дренажной системы.
Шаг 5: Установка арматуры:
Вставьте железные стержни (арматуру) в яму для укрепления бетонной конструкции. Поднимите арматуру на определенную высоту, чтобы она оказалась в центре будущего бетонирования.
Шаг 6: Бетонирование:
Приготовьте бетон в соответствии с инструкциями, используя бетономешалку или ручную мешалку. Залейте бетон в формы, оставляя пространство для покрытия.
Шаг 7: Создание покрытия:
Покройте верхнюю часть смотровой ямы бетоном. При этом можно создать легкий уклон от стенок к центру, чтобы обеспечить отвод воды.
Шаг 8: Обработка бетона:
Используйте плоскую шпателю или рейку, чтобы выровнять поверхность бетона и удалить излишки.
Шаг 9: Завершение:
После того как бетон затвердеет, убедитесь, что его поверхность гладкая и ровная. Если требуется, можно использовать гидроизоляционные материалы, чтобы предотвратить проникновение влаги.
Шаг 10: Отделка:
Вы можете добавить дополнительные элементы, такие как освещение, полки или покрытие для создания более удобного пространства.
Обратите внимание: Данный процесс требует знаний и опыта в строительстве. Если у вас нет опыта, рекомендуется проконсультироваться с профессионалами или архитекторами, чтобы обеспечить безопасность и качество работ.