Как изменить направление вращения однофазного двигателя: реверс

Однофазным называется асинхронный двигатель, у которого на статоре находится лишь одна рабочая обмотка, напрямую питаемая от одной фазы сети. У однофазного двигателя также имеется вспомогательная (пусковая) обмотка, которая активируется только при запуске двигателя, чтобы предоставить ротору начальный толчок. Фактически, пусковая обмотка включается для вывода ротора из состояния покоя, так как без внешнего воздействия ротор оставался бы неподвижным.

Однофазный асинхронный двигатель

Как и в любом двигателе, в однофазном тоже имеются ротор, который вращается, и статор, который неподвижен, а служит лишь для создания изменяющегося во времени магнитного поля. Рабочая и пусковая обмотки расположены на статоре друг относительно друга под прямым углом, причем рабочая обмотка занимает вдвое больше пазов, чем пусковая.

Можно сказать, что в момент пуска такой двигатель работает как двухфазный, а после — переходит в однофазный рабочий режим. Ротор однофазного асинхронного двигателя по конструкции самый обычный — короткозамкнутый (типа «беличья клетка») или цилиндрический (полый).

Схема обмоток однофазного двигателя

Что получилось бы, если б пусковой обмотки на статоре вообще не было, или она была бы, но не использовалась. В этом случае, при включении двигателя в сеть, в рабочей обмотке появилось бы пульсирующее магнитное поле, и ротор бы попал в условия пронизывающего его изменяющегося магнитного потока.

Но если ротор изначально неподвижен, а мы внезапно подали переменный ток лишь в рабочую обмотку, то ротор с места не сдвинется, потому что суммарный вращательный момент (против часовой стрелки и по часовой стрелке) будет равен нулю, несмотря на индуцируемые в роторе ЭДС, и нет причин для вращения, ведь возникающие силы Ампера друг друга точно компенсируют.

Но совсем другое дело, если ротор подтолкнуть, — тогда он продолжит вращение в том же направлении, что и стартовый толчок, ведь теперь не только по закону электромагнитной индукции в роторе наведутся ЭДС и возникнут соответствующие токи, которые по закону Ампера станут от магнитного поля отталкиваться, но и (поскольку ротор уже имеет вращение) результирующий момент по направлению толчка окажется большим, чем момент против направления толчка. В итоге получим продолжение вращения ротора.

Чтобы пусковая обмотка смогла ротор в начальный момент толкнуть, она должна быть не просто смещена в пространстве относительно рабочей обмотки, но еще и ток в ней должен быть сдвинут по фазе относительно тока рабочей обмотки, тогда совместное действие двух этих обмоток статора окажется эквивалентно не просто пульсирующему магнитному полю, но уже вращающемуся магнитному полю. А это — как раз то, что необходимо для разгона ротора в момент пуска однофазного двигателя.

Для смещения по фазе тока в пусковой обмотке, как правило применяют необходимой емкости конденсатор, включенный последовательно с пусковой обмоткой, и создающий сдвиг фаз в 90 градусов. Это стандартное решение для двигателя с расщепленной фазой.

Как только двигатель включается в сеть, оператор нажимает на кнопку выключателя, который подает питание к цепи пусковой обмотки, и как только обороты достигнут необходимого значения соответствующего номиналу при данной частоте сети, кнопку отпускают.

Схема реверса однофазного двигателя

Для получения реверса однофазного двигателя с конденсаторным пуском, достаточно обеспечить условие, когда пусковой толчок будет подаваться в другом направлении, чем подавался изначально. Это достигается путем изменения относительного порядка чередования фаз в рабочей и пусковой обмотках.

Для обеспечения данных условия, необходимо переключить рабочую или пусковую обмотку, то есть поменять «полярность» подключения ее выводов к сети либо к сети и к конденсатору. Это несложно реализовать, поскольку на однофазном двигателе есть клеммник, на который выведены каждый из концов как пусковой, так и рабочей обмоток. Рабочая обмотка имеет меньшее активное сопротивление, чем пусковая, поэтому ее несложно найти при помощи мультиметра. Лучшее решение — разместить выводы пусковой обмотки на двухполюсный переключатель без фиксации.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Как изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя?


Изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя можно, поменяв местами два любых провода одной фазы в его подключении.

Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Отключите питание двигателя.
  2. Отсоедините провода фазы в соединительном блоке на клеммной колодке двигателя.
  3. Поменяйте местами два любых провода фазы между собой (например, первый и второй).
  4. Закрепите провода обратно на клеммной колодке двигателя в соответствии с их фазным обозначением.
  5. Включите питание двигателя и проверьте направление вращения.

Если направление вращения не изменилось или изменено не в нужном направлении, то можно попробовать поменять местами другие два провода фазы. Если это не приводит к нужному результату, то возможно необходимо обратиться к специалистам для проверки состояния и настройки обмоток двигателя.

Написано