В этой статье вы узнаете, как организовать спортивный уголок в детском саду в соответствии с ФГОС и как оформить его своими руками. Мы также подготовили для вас подборку фото примеров, включая картинки для спортивного уголка, чтобы вдохновить вас на создание яркого и интересного места для физических упражнений детей.
Оформление группы
Спортивный уголок в детском саду
22.02.20182252.5k
Маленькие дети резвы и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарём. Не только занятия физкультурой имеют целью физическое развитие дошкольников, двигательная активность организуется в различных режимных моментах. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.
Спортивный уголок в детском саду: цели создания, значение работы, задачи функционирования
Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. В рамках социального заказа подготовки всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Потребность в движении естественна для детей дошкольного возраста, задача воспитателя — способствовать физическому развитию детей
Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.
Регулярные занятия двигательной активностью укрепляют защитные возможности организма
Задачи спортивного уголка — таблица
Возрастная группа | Задачи работы спортивного уголка |
Первая и вторая младшие (1,5–4 года) |
|
Средняя (4–5 лет) |
|
Старшая (5–6 лет) |
|
Подготовительная к школе (6–7 лет) |
|
Задачи организации благоприятных условий для активного отдыха и достижения необходимой физической подготовки ставятся перед спортивными уголками в каждой группе.
Упражнения и игры, выполненные в спортивном уголке, ребята включают в самостоятельные занятия
Оформление спортивного уголка в детском саду своими руками
Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей.
Для младших дошкольников спортивный уголок выделяется в игровой зоне. Из предметов в общем доступе — мячи различных размеров (в т. ч. фитбол), ступеньки, горка, качалки и игрушки-каталки.
Для младших дошкольников в общем доступе находятся безопасные и понятные для занятий предметы
В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками), боулинг, городки и лапта.
Воспитатель своими руками может создать даже дорожку для боулинга
Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках).
Задача спортивного уголка старших дошкольников — познакомить ребят с миром спорта: достижениями отечественных спортсменов, видами соревнований, рекордами и наградами
Требования к оформлению уголка по ФГОС
- Безопасность. Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы недоступны детям. Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
- Оптимальная организация. Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
- Удобство и соответствие возрасту. Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
- Эстетичность оформления. Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы.
Яркие цвета, необычные и удобные мягкие модули вызовут интерес у дошкольников
Паспорт спортивного уголка
Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.
Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:
- название уголка;
- номер группы, возраст детей;
- цели и задачи уголка;
- предметы мебели, их количество;
- атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
- дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
- картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).
Паспорт хранится среди документов и методических материалов педагога, предъявляется по требованию администрации, методистам, родителям
Фрагмент паспорта физкультурного уголка подготовительной группы
Как назвать спортивный уголок
- Традиционные названия: «Спортивный/физкультурный уголок», «Уголок спорта», «Физкульт-ура!», «Здоровячок/Крепыш», «Быстрее, выше, сильнее!», «Радуга спорта».
Классическое название понятно детям и настраивает их на серьёзное отношение к занятиям в уголке
- Креативные и смешные названия: «Догони-ка», «Упражняйся — не стесняйся», «Территория спортивных побед», «Сборная будущего», «Олимпийские чемпионы», «Чемпионика», «Олимп успеха», «На старт! Внимание! Марш!», «Тренируемся с дядей Стёпой».
Оригинальное название будет вызывать положительные эмоции у воспитанников
Средства оформления уголка
Оформление уголка двигательной активности зависит от фантазии воспитателя. Детям будет интересно посещать развивающий центр не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. Рекомендуется приобщать к созданию предметов для эстетического оформления уголка самих воспитанников и их родителей: давать задания для продуктивного творчества на тему «Спорт», вместе продумывать содержание информационного стенда, просить нарисовать вместе с родителями плакаты и стенгазеты.
Эмблемы физкультурных уголков — фотогалерея
Спортивная символика
Стенды — фотогалерея
Плакаты, картинки и наклейки — фотогалерея
Поделки и рисунки — фотогалерея
Стенгазеты — фотогалерея
Оснащение физкультурного уголка
Как говорилось выше, мебель в физкультурном уголке должна быть безопасна и расположена слегка в стороне от зоны подвижных игр.
Варианты мебели (пластиковой или деревянной) для спортивного уголка:
- шкаф/стеллаж;
- тумбочки;
- корзины/контейнеры/ящики;
- столик;
- навесные полки.
Закруглённые углы у предметов мебели являются менее травмоопасными при столкновении
Оборудование для спортивного уголка:
- шведская стенка;
Для уголка двигательной активности подходит компактный вариант шведской стенки: лесенки, кольца
- пластиковая горка;
Отличное оборудование для спортивного уголка младших дошкольников — безопасная компактная горка с баскетбольным кольцом
- передвижные баскетбольные кольца, футбольные ворота;
В спортивном уголке дети упражняются в ударах по мячу, забивании в ворота
- мягкие модули;
Мягкие элементы используются для двигательных упражнений (бег с препятствиями, кувырки) и игр
- тоннели;
Дети любят задания на прохождение тропы препятствий и тоннелей
- мини-батут;
Батут может быть включён в спортивное оборудование уголка для старших дошкольников (они следуют указаниям взрослого, обладают хорошей координацией и умеют следовать очерёдности в игре)
- бассейн с шариками.
Для младших дошкольников физкультурный уголок может быть дополнен бассейном с шариками (пластиковыми или поролоновыми)
Развивающее оборудование воспитатель может сделать своими руками. Для этого нужен бросовый и природный материалы, фурнитура и фантазия. Воспитатель привлекает родителей к сбору материалов: картонных втулок, пластиковых бутылочек из-под питьевых йогуртов («Растишка», «Иммунеле» и др.), контейнеров из шоколадных яиц.
Нетрадиционное оборудование и инвентарь — фотогалерея
Атрибуты физкультурного уголка — таблица
Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр |
|
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук |
|
Для игр и упражнений с прыжками |
|
Для перешагивания, подъёма и спуска |
|
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием |
|
Выносной материал (по возрасту детей) |
|
Атрибуты для игр и упражнений раскладываются по ящикам в зависимости от назначения (для прыжков, ходьбы, массажа), ящики с инвентарём для игр должны быть подписаны
Эскизы оформления спортивных уголков — фотогалерея
Примеры оформления спортивных уголков
Предлагаем ознакомиться с вариантами создания уголков двигательной активности для разных возрастных групп.
Физкультурный уголок «Догони-ка!» в младшей группе — видео
Нестандартное физкультурное оборудование — видео
Презентация спортивного уголка в средней группе — видео
Спортивный уголок старшей группы — видео
Презентация материалов спортивных уголков всех групп — видео
Работа в спортивном уголке детского сада
В образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС, синтезируются категории «Физическая культура» и «Здоровье». Таким образом, функционирование спортивного кружка направлено как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье.
Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с областями «Познание», «Художественно-эстетическое»: дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку.
Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.
Для каждой возрастной группы детей отбираются атрибуты и инвентарь для самостоятельных упражнений и игр в уголке физкультуры. За деятельностью младших воспитанников воспитатель осуществляет непрерывный контроль.
Основные виды деятельности
- Двигательные упражнения: утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна. В первой половине дня двигательные упражнения выполняются под ритмичную, весёлую музыку (например, марши), во второй половине дня — под тихие и спокойные мелодии. Для младших ребят воспитатель осуществляет показ действий, выполняет вместе с ними зарядку и гимнастику от и до. В старших группах выученные движения ребята воспроизводят без показа, при возникновении заминок среди воспитанников, для демонстрации можно поставить лицом к группе одного из ребят, уверенно выполняющего действия.
Младшие дошкольники повторяют движения зарядки совместно с показом воспитателя
- Физкультурные минутки, динамические/танцевальные паузы. Воспитатель приглашает ребят пройти в спортивный уголок и немного позаниматься для смены вида деятельности (после длительного изучения наглядных материалов, прослушивания сказки, проведения опыта и т. д.), когда возникает необходимость в двигательной активности для профилактики переутомления детей.
Выполнение движений, воссоздающих слова весёлой песенки, очень нравится воспитанникам младших групп
- Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических качеств. Это ходьба и бег, выполнение прыжков, подскоков, бросков, ловли, упражнения с атрибутами: скакалкой, резиночкой, мячом, обручем, гантелями и т. д. Дошкольникам будет интересно упражняться без какой-либо цели только первый раз или с новым предметом. Для развития заинтересованности воспитатель привлекает к показу упражнения игрушку или сказочного персонажа, включает детей в игровую ситуацию, предлагает стимул (наклейку, время на игру, выбор сказки для прослушивания).
Это упражнение развивает реакцию и ловкость, воспитывает умении работать в команде
- Подвижные игры. Для игровой деятельности в спортивном уголке должны иметься наборы масок или шапочек. Младшие ребята любят изображать животных и имитировать их движения (лягушата, мишки, зайчики). Воспитанники старшей и подготовительной групп увлекаются играми с сюжетными элементами: ковбои и индейцы, пираты, казаки-разбойники.
Маски персонажей помогаю сориентироваться, кто в данный момент является водящим среди одногруппников
- Дидактические игры. Познавательные задания с карточками и фигурками направлены на формирование у дошкольников интереса к спорту и развитие мыслительных способностей. Для детей 5–7 лет в физкультурном уголке имеются настольные игры.
Во время дидактических игр ребята вспоминают спортивную символику
- Досуговая деятельность. Уголок физического развития не подходит в качестве площадки для проведения спортивного праздника, но здесь могут быть проведены тематические досуги для воспитанников: «Участие наших спортсменов на чемпионате», «День физкультурника», «День футбола» и т. д. Развлекательным элементом мероприятия могут быть просмотр презентации или мультфильма на спортивную тематику, дружеский матч по настольному хоккею или дартсу, мастер-класс по айкидо/каратэ (с приглашённым педагогом дополнительного образования). Рекомендуется делать фотографии спортивных досугов и размещать их на информационном стенде «Спортивная жизнь нашей группы».
Во время досуга ко дню футбола можно провести нестандартный чемпионат
Картотека игр и упражнений в спортивном уголке — таблица
Игры | Дидактические | Младшая группа: «Найди на картинке мячи», «Распредели карточки на две группы» (синие и красные мячики по разным корзинам, например), «Укажи лишнее». Средняя группа: «Найди пару» (к изображению спортсмена необходимые инвентарь, к примеру), «Придумай рассказ по картинкам», «Продолжи тематический ряд» (санки-коньки-снегокат-…), спортивное лото и домино. Старшие дошкольники: «Найди 10 отличий», «Собери картинку из деталей», «Сделай из мозаики спортивный символ», настольные игры «Спортивные ассоциации», «Подбери нужное», «Умные карточки». |
Малоподвижные | Младшая группа: «Яблочко» (на шнурке висит яблочко, воспитатель читает стихотворение, дети хотят по кругу, протягивают руки к яблоку, тянутся, срывают), «Ветер» (дети — деревья, звучит аудиозапись шума ветра с музыкальным сопровождением, дети двигаются в зависимости от силы звучащего ветра), «Весёлые зверята» (дети ходят под музыку по кругу, воспитатель называет животных, дети имитируют их движения: медвежата, зайчики, пингвины, лисичка), «Совята» (дети сидят на полу, воспитатель говорит «День!» и совята просыпаются, «Ночь!» и совята засыпают. Средняя группа: «Стихии» (дети садятся в круг, воспитатель говорит «Земля» — опускают руки по швам, «Вода» — руки в стороны, «Воздух» — руки вверх, «Огонь» — делают вращательные движения руками), «Светофор» (водящий стоит в центре комнаты, дети у стены, светофор называет цвет, у кого на одежде он присутствует, показывают Светофору и переходят на другую сторону, у кого нет, ищут предмет этого цвета в спортивном уголке). Старшие дошкольники: «Скажи ласково» (дети строятся в круг, воспитатель стоит в центре, воспитатель называет слово и бросает мяч, воспитанник ловит и возвращает, называет слово в уменьшительно-ласкательной форме: стол-столик, рот-ротик), «Угадай, у кого мяч» (водящий стоит в центре, дети передают незаметно мяч за спинами, водящий пытается угадать, у кого мяч), «На златом крыльце сидели», «Колечко-колечко». |
|
Подвижные | Младшая группа: «Домики» (дети занимают домики — обручи, под музыку ходят и танцуют, когда музыка затихает, они должны вернуться по домам, пока их не поймал водящий), «Паровозик/гусеничка», «Салочки», «Кошки-мышки». Средняя группа: «Самолётики» (дети повторяют за воспитателем движения, имитирующие полёт, посадку и взлёт самолёта, под музыку играют самостоятельно), усложнённые варианты салок «Кролики и охотники», «Белые медведи», «Мы весёлые ребята». Старшие дошкольники: «Салки-ножки», «Казаки-разбойники», другие игры-догонялки «Скачет, скачет, воробей», «Гуси-лебеди», «Ваня, Ваня, простота», большое внимание в старшей и подготовительной группе занимают игры-эстафеты на ловкость и скорость. |
|
Упражнения | Бросание, метание |
|
Перешагивание, подъём, спуск |
|
|
Прыжки |
|
|
Развитие мелкой моторики, массаж стоп |
|
Спортивные упражнения и игры, которым обучили в физкультурном уголке, дети впоследствие переносят в самостоятельную активность дома и во дворе
Фрагмент картотеки подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»
- Подвижная цель
Цель: Передача мяч друг другу носком ноги или внешней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой ноги
Правила игры: Передать мяч ногами друг другу так, чтобы не смог поймать водящий.
Варианты:
1. Все дети встают в круг, один (два) водящих — в центре. Дети передают друг другу мяч ногами. Водящий старается поймать (остановить) мяч, ногами у игроков. От кого пойман (остановлен) мяч, тот становится водящим.
2. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий — в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего. - Ведение мяча парами
Цель: Ведение мяча по прямой (10 м.) попеременно то правой, то левой ногой.
Игровые правила: Игрокам предлагается вести мяч по прямой с изменение направления и скоростью бега.
Варианты:
1. Дети делятся по двое. У одного из них — мяч. Он ведёт мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом, без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнёра. Через несколько минут дети меняются ролями.
2. Ведение мяча по извилистой линии.
3. Между предметами.
4. По коридору (шириной 2 метра и длиной 10 метров, постепенно уменьшая его ширину. - Гонка мячей
Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.
Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.
Варианты:
1. Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого — по мячу. После сигнала все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.
2. То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу — в медленном.
3. То же, добавляется третий сигнал — остановить мяч подошвой ноги.
Будущее нации зависит от настоящего. Задача педагогов и родителей — сформировать у детей в раннем возрасте желание заботиться о своём физическом и эмоциональном здоровьем. Пропаганда регулярных занятий спортом в детском саду осуществляется в форме любимых ребятами занятий: игр, состязаний, изучения способностей тела. Спортивный уголок готовит будущую здоровую нацию!
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Куда повесить карту мира в квартире?
Карта мира может быть интересным и красивым элементом декора в квартире, но выбор места для ее размещения зависит от ваших предпочтений и возможностей. Некоторые распространенные места для размещения карты мира в квартире:
-
В гостиной: Если у вас есть большая гостиная, вы можете повесить карту мира на большую стену в центре комнаты. Это может стать центральным элементом декора и привлечь внимание гостей.
-
В спальне: Карта мира может быть хорошим выбором для спальни, особенно если вы любите путешествовать или мечтаете о поездке в другую страну. Вы можете повесить карту мира над кроватью или на свободную стену в комнате.
-
В кабинете: Если у вас есть домашний офис или рабочее место, карта мира может быть полезной как источник информации и вдохновения. Вы можете повесить карту мира на стену напротив вашего рабочего стола или рядом с ним.
-
В детской комнате: Карта мира может быть хорошим способом познакомить детей с географией и различными странами. Вы можете выбрать яркую карту мира и повесить ее на свободную стену в детской комнате.
Важно выбрать место, где карта мира будет хорошо видна и не будет мешать передвижению в комнате. Также убедитесь, что вы можете легко достать до карты мира, если вам нужно будет на ней что-то показать или отметить.