В данной статье мы изучим способы изменения направления вращения асинхронных электродвигателей и двигателей постоянного тока. Электродвигатель представляет собой устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую энергию вращения вала. Если интересует информация о «поменять направление вращения однофазного двигателя», то такой вопрос также будет освещен в рассмотрении различных методов изменения направления вращения электродвигателей.
Но вначале небольшое предисловие.
Существуют различные типы электродвигателей, такие как асинхронные, синхронные, двигатели постоянного тока, шаговые, серводвигатели и т.д. Но в рамках данной статьи нас интересуют только асинхронные двигатели и двигатели постоянного тока.
Асинхронный электродвигатель — это тип двигателя переменного тока, действие которого основано на явлении электромагнитной индукции. Под действием магнитного поля статора в электрически замкнутых обмотках ротора возникает электрический ток.
Асинхронные двигатели, в свою очередь, делятся на несколько видов — однофазные с короткозамкнутым ротором, трехфазные с короткозамкнутым ротором, трехфазные с фазным ротором.
Прямое и обратное направление вращения однофазного асинхронного двигателя
Типичный однофазный асинхронный двигатель состоит из двух обмоток: основной обмотки (рабочей) и пусковой обмотки (вспомогательной).
Однофазные двигатели не являются самозапускающимся. Это связано с тем, что они не имеют вращающегося магнитного поля, подобно трехфазным асинхронным двигателям.
Для запуска однофазного асинхронного двигателя используется пусковой конденсатор, подключенный последовательно с пусковой обмоткой. Этот конденсатор разделяет однофазное питание на двухфазное, создавая фазовый сдвиг ±90˚.
Таким образом, в однофазном асинхронном двигателе создается вращающееся магнитное поле, которое запускает его, когда на входные клеммы подается питание.
Следовательно, направление вращения однофазного двигателя регулируется пусковым конденсатором.
Таким образом, мы можем изменить направление, просто изменив соединение пускового конденсатора.
Для прямого направления мы подключаем пусковой конденсатор последовательно с пусковой (или вспомогательной) обмоткой двигателя. В то время как для обратного направления нам нужно последовательно подключить пусковой конденсатор к основной (или работающей) обмотке вместо пусковой обмотки.
Прямое и обратное направление вращения трехфазного асинхронного двигателя
Направление вращения трехфазного асинхронного двигателя определяется направлением вращения магнитного поля.
Это означает, что для изменения направления вращения нам необходимо изменить направление магнитного поля. Это достигается путем изменения последовательности чередования фаз.
Прямое и обратное направление вращения двигателя постоянного тока
Типичный двигатель постоянного тока состоит из двух обмоток, а именно – обмотки возбуждения и обмотки якоря. Обмотка возбуждения создает постоянное рабочее магнитное поле, в то время как обмотка якоря создает рабочий крутящий момент для приведения в действие механической нагрузки.
Направление вращения двигателя постоянного тока можно изменить двумя способами — путем изменения полярности обмотки якоря —
И путем изменения полярности обмотки возбуждения.
Таким же образом можно изменить и направление вращения шунтирующего двигателя постоянного тока.
.
Как изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя?
Изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя можно, поменяв местами два любых провода одной фазы в его подключении.
Для этого необходимо выполнить следующие шаги:
- Отключите питание двигателя.
- Отсоедините провода фазы в соединительном блоке на клеммной колодке двигателя.
- Поменяйте местами два любых провода фазы между собой (например, первый и второй).
- Закрепите провода обратно на клеммной колодке двигателя в соответствии с их фазным обозначением.
- Включите питание двигателя и проверьте направление вращения.
Если направление вращения не изменилось или изменено не в нужном направлении, то можно попробовать поменять местами другие два провода фазы. Если это не приводит к нужному результату, то возможно необходимо обратиться к специалистам для проверки состояния и настройки обмоток двигателя.