С начала 2020 года вступили в силу новые требования к организации парковочных пространств для коммерческого транспорта. Возникавшие дебаты и неясности вокруг этой темы порождали множество слухов. Бюро ИКС предприняло усилия, чтобы разобраться во всех аспектах данной ситуации.
История с местами размещением коммерческого транспорта начинается с новой редакцией Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. Согласно поправкам от 27 декабря 2017 года юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, обязаны размещать свои транспортные средства на длительный период (в период, когда не оказываются услуги перевозки) в местах, определенных нормативными актами Министерства Транспорта России (Минтранс РФ).
Приказом Минтранса РФ от 17 мая 2018 года №199 собственно установлены требования к таким местам парковки. Полное наименование приказа — очень длинное. Поэтому его существенно сократили для публикаций в СМИ до “требования к парковкам коммерческого транспорта” или “приказ о запрете парковок коммерческого транспорта во дворах”. И это сокращение породило немало слухов, страхов и ошибочных суждений. Приведем здесь наименование приказа полностью, разъясним его границы и приведем суть требований к парковочным местам.
Итак, полное наименование приказа Минтранса РФ №199:
“Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя”.
И теперь объясним, о чем речь.
- Приказ — не о запрете чего-либо, а об установлении требований к местам длительной стоянки транспортных средств после окончания рабочей смены водителя.
- Приказ распространяется на транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц или ИП.
- Транспортные средства должны использоваться их собственниками для перевозки пассажиров и/или грузов на юридических основаниях.
- Требования распространяются на 2 вида использования указанных транспортных средств: непосредственного осуществления услуг перевозки пассажиров или грузов и использования для собственных нужд даже при наличии пассажиров и/или грузов.
- Требования приказа распространяются только на городские и приравненные к ним территории
Дополнительные разъяснения:
- Минтранс РФ отдельно дал разъяснения, что данные требования распространяются на автобусы, грузовики (без указания массы) и легковое такси.
- Не попадают под требования микроавтобусы, находящиеся в собственности физических лиц и не используемые в пассажирских перевозках.
- Так же требования не распространяются на автомобили сервисов “каршеринга”, за исключением случаев использования данных транспортных средств их собственниками для собственных нужд.
- В отношении легковых такси требования применимы как для периода оказания услуг, так и для периода использования в личных целях собственником транспортного средства.
Теперь сама суть текста приказа.
- Предъявляются требования к освещенности и дорожному покрытию мест стоянки, оборудованию и техническим средствам организации движения на территории стоянок. Здесь преимущественно перечисляются строительные нормы (СНиП), которые необходимо соблюсти.
- Прямо запрещается организация парковки транспортных средств, на которые распространяется данный приказ, на “территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домам”.
Какой же итог?
- Парковки для конкретных видов транспортных средств (автобусов, грузовиков и такси) не должны находиться во дворах.
- Не считается стоянкой временное размещение транспортного средства в период рабочей смены водителя во время непосредственного оказания услуг (выгрузка/погрузка грузов, ожидание, высадка, посадка пассажиров) или установленного рабочим графиком перерыва на обед. Поставить авто во дворе и пойти на обед домой, если на этот период в путевом листе нет соответствующей отметки, нельзя.
- Стоянка легкового такси во дворе на внерабочий период водителя запрещена как для собственника транспортного средства, так и для лица, временно допущенного к его управлению. Если водитель взял авто в аренду, работает по трудовому договору или имеет иное основание для управления такси, ему запрещено оставлять авто такси во дворе на длительный срок.
- Нет запрета размещать на специально оборудованных местах стоянок (парковок) автомобили каршернига.
Интересен вопрос наказания за нарушение требований к местам стоянки коммерческого транспорта. Действующими нормами наказание за это нарушение не предусмотрено. Однако, управления государственного контроля в сфере соблюдения требований организации дорожного движения и соответствующих приказов Минтранса РФ вправе принимать меры по их соблюдению. В частности, эвакуировать (перемещать) транспортные средства, размещенные (стоящие) с нарушениями и создающие проблемы другим участникам дорожного движения. Это касается любых видов транспортных средств. Так что можно быть уверенным, что и с контролем соблюдения этих требований исключений не будет.
Как сделать разметку для парковки во дворе?
Для создания разметки парковки во дворе можно использовать различные методы и инструменты в зависимости от желаемого результата и условий местности. Некоторые из них:
-
Ленточный уровень: для создания ровной и горизонтальной разметки можно использовать ленточный уровень. Он позволяет создать ровные линии на земле или на стене.
-
Краска для разметки: можно использовать специальную краску для создания разметки на асфальте или бетоне. Она легко наносится и быстро высыхает.
-
Маркеры и стикеры: можно использовать специальные маркеры или стикеры, которые приклеиваются на землю или стены.
-
Конусы и штыри: можно использовать специальные конусы или штыри, чтобы создать временную разметку для парковки.
-
Камни или бордюры: можно использовать камни или бордюры для создания постоянной разметки парковки.
Важно учитывать требования местных законов и правил о создании парковок во дворах.