Применение наждачной бумаги в декупаже. Виды наждачной бумаги и процесс ошкуривания.
Наждачная бумага – это тот элемент, который всегда присутствует в любых наших мастер-классах по декупажу. Поначалу кажется, что о ней можно написать немного, так как всё довольно просто: наждачная бумага или абразивная шкурка используются для выравнивания неровностей и шероховатостей поверхности, чтобы достичь практически идеальной гладкости.
Но у людей, которые недавно занимаются творчеством, возникает много разных вопросов о материалах и правильном их использовании. Поэтому сегодня мы расскажем о наждачной бумаге, её видах зернистости, и том, как правильно шкурить разные поверхности.
«Наждачка» различается по зернистости и основанию, на которое нанесён абразив.
• Бумажная основа — самый распространённый и наиболее дешёвый вариант. Легко рвётся на кусочки разных размеров, может быть очень мелкозернистой, что идеально для итоговой шлифовки. Однако, такой вариант можно считать одноразовым: оторвал кусочек, пошкурил, выбросил. Очень быстро засоряется и истирается.
• Тканевая основа — гораздо более износостойкий материал. Чаще всего пропитана специальными смолами, что добавляет ей влагоотталкивающие свойства. После однократного использования её можно промыть водой, высушить и использовать ещё. Более пластична, её можно сгибать и шкурить ей труднодоступные места, например, прорези в резных шкатулках или досках.
• Существует также комбинированная основа (бумага+ткань) — самая дорогая «наждачка». От ткани она взяла эластичность и водоотталкивающие свойства, а от бумаги — возможность нанесения самого мелкого абразива.
Ещё существуют такие полезные материалы как:
• шлифовальные бруски — очень удобны для шлифовки больших ровных поверхностей. Можно мыть и использовать многократно.
• абразивные (шлифовальные) губки — идеальны для шлифовки сложных, объёмных, сферообразных, рельефных поверхностей.
Классификация наждачной бумаги по зернистости
Существуют различные стандарты классификации наждачной бумаги по зернистости. Многое зависит от страны и года производства продукции. В международной классификации для абразивных материалов принято следующее обозначение: буква Р (обозначает, что это материал на гибкой основе. Для материалов не на гибкой основе используется буква F) и цифра, которая обозначает зернистость.
От маленьких чисел к большим зернистость уменьшается.
• P40 – P60. Применяется для первичной грубой обработки дерева. Такую бумагу стоит использовать, если на поверхности есть какие-то сучки или сколы, сильные неровности.
• P70 – P120. Основные работы по зачистке поверхностей. Удаление старого лакового или красочного слоя.
• P150 – P180. Финальная обработка поверхности перед нанесением декора, грунта, краски.
• P220 – P360. Отлично подходит для промежуточных этапов ошкуривания. Например, межслойного ошкуривания при лакировке, для шлифовки красочного слоя.
«Наждачка» с номерами от 400 используется в большей степени для полировки поверхностей, в случае необходимости.
Виды наждачной бумаги с размером зерна от 1000 используются в основном лишь в профессиональной деятельности автомастерских, столярных, мебельных цехов и т.п.
Отдельно хотелось бы рассказать о такой удобной вещи, как держатель наждачной бумаги. В случаях, когда приходится шлифовать большие и ровные поверхности, без него просто не обойтись!
Держатель (или тёрка) для наждачной бумаги представляют собой твёрдый брусок из пластмассы с зажимами, фиксирующими наждачную бумагу.
Как правильно шкурить наждачной бумагой?
В правильном процессе ошкуривания важно запомнить главное:
• начинать нужно с крупнозернистой наждачной бумаги, а заканчивать мелкозернистой;
• после ошкуривания обязательно смахивать образовавшуюся пыль или протирать изделие влажной тряпочкой.
1. Подготовка поверхности.
Чтобы подобрать наждачную бумагу для ошкуривания деревянной поверхности, которую планируется подготовить к работе и сделать её ровной для нанесения последующего декора, нужно оценить качество заготовки с которой вы будете работать. Иногда бывает, что деревянная заготовка изначально очень хорошая и гладкая, тогда процесс ошкуривания можно либо пропустить, либо слегка пройтись совсем мелкой шкуркой, больше для приличия, чем по необходимости 🙂
Если древесина плохая, с неровностями, сколами, царапинами или сучками — придерживаемся вышеуказанного правила: сперва выравниваем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой (Р70 — Р120), затем переходим к мелкой (Р150 — Р220). Иногда от крупнозернистой бумаги появляются очень сильные царапины, и многих новичков это пугает, но не волнуйтесь — последующая шлифовка мелкой бумагой их уберёт.
Иногда, когда работать приходится с гладкими и скользящими поверхностями (например, делать декупаж на металле или пластмассе), для лучшего сцепления материалов рекомендуется слегка пройтись мелкозернистой бумагой по поверхности. Но здесь ситуация иная, важно не придать гладкости, а наоборот, добавить царапин, чтобы дальнейшие слои грунта и краски лучше зацепились на скользкой поверхности.
2. Межслойное ошкуривание грунта и краски.
Межслойное ошкуривание поверхности в принципе не является обязательным, но многие делают его, так как это позволяет сохранить изделию гладкость и ровность на протяжении всего процесса работы, убрать следы от кисти или губки.
Для межслойного ошкуривания грунта или краски подходит бумага Р220 — Р360. В межслойном ошкуривании очень важно, чтобы все предыдущие слои были тщательно просушены (иначе «наждачка» с лёгкостью поведёт за собой влажную краску, или порвёт декупажную салфетку. Если вы используете фен для просушки материалов, важно дать изделию полностью остыть после нагревания!
Обратите внимание, что наждачная бумага некоторых производителей может красить изделие в цвет своей основы!
3. Итоговое межслойное ошкуривание в процессе лакировки.
Это самый ответственный шаг. В роли крупной шкурки лучше всего использовать бумагу Р360 — Р400. Такой зернистостью лучше всего убирать заплывы лака и придавать поверхности итоговую ровность.
В роли мелкозернистой используем бумагу Р400 — Р800. Не стоит пугаться появляющегося после ошкуривания белесого налёта — следующий слой лака, который ляжет на ошкуренную поверхность, уберёт её.
Итоговый слой финишного лака шкурить уже не нужно. Но его можно отполировать войлочным или фетровым кругом.
Удачи вам в творчестве! Не упустите возможность купить товары для творчества со скидкой 20% в нашем интернет-магазине! Просто скопируйте промокод BLOG20 в поле «ввести купон» при оформлении заказа.
Автор — Чингиз Абашев.
Чем отличается зернистость наждачной бумаги?
Зернистость наждачной бумаги определяется размером и плотностью зерен абразивного материала, который находится на поверхности бумаги. Этот параметр влияет на степень шероховатости, которую наждачная бумага создает на обрабатываемой поверхности. Чем ниже номер зернистости, тем более грубой текстурой обладает бумага.
Вот основные различия между зернистостями наждачной бумаги:
-
Грубая зернистость (низкий номер): Наждачная бумага с низкой зернистостью (например, 40-60 номер) имеет крупные абразивные зерна и создает грубую текстуру на обрабатываемой поверхности. Она применяется для удаления толстых слоев материалов, шлифовки неровных поверхностей и подготовки к более тонкой обработке.
-
Средняя зернистость (средний номер): Наждачная бумага с средней зернистостью (например, 80-120 номер) используется для более общей шлифовки и выравнивания поверхностей после грубой обработки. Она также может использоваться для удаления крошащихся красок и подготовки к покраске.
-
Тонкая зернистость (высокий номер): Наждачная бумага с высокой зернистостью (например, 150-300 номер) обладает мелкими абразивными зернами и применяется для тонкой шлифовки, сглаживания поверхностей и подготовки к финишной отделке.
-
Сверхтонкая зернистость (очень высокий номер): Эти типы наждачной бумаги (например, 400 и выше) используются для финишной обработки, полировки и придания поверхности высокой гладкости и блеска.
Выбор зернистости зависит от типа материала, который вы обрабатываете, степени необходимой обработки, а также конечной цели (грубая обработка, шлифовка, полировка и т.д.). Важно начинать с грубых зернистостей и постепенно переходить к более тонким, чтобы достичь желаемого результата без повреждения поверхности.