Пространство для ребенка – это уникальная зона, где прежде всего все элементы должны соответствовать нормам безопасности, и в то же время, способствовать развитию маленького человека. Если дома можно создать детскую комнату в соответствии с собственными пожеланиями, то при оформлении группы в детском саду необходимо соблюдать специальные стандарты и требования.
Компания «Приоритет» предлагает множество товаров, которые идеально подойдут для организации безопасного и функционального пространства в помещении для ребят. Все изделия выполнены в точном соответствии с требованиями ГОСТа и ФГОСа, поэтому можно смело выбирать и покупать. Детям – только лучшее!
В детсадовской группе одновременно находится сразу несколько мальчиков и девочек одного возраста. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, играют, создают различные ситуации. Важно учитывать ещё и тот момент, что далеко не каждый ребёнок тянется к общению. Есть дети открытые, нуждающиеся в контакте со сверстниками, а есть закрытые, ищущие уединения, устающие от коллектива. Всё это абсолютно нормально, но! Создавая групповое пространство для детей, необходимо учитывать даже такие нюансы.
Важность зонирования группы в детском саду
Итак, детский сад – это не просто место для игр ребят дошкольного возраста. Основная задача такой организации заключается в обеспечении постоянного, планомерного и гармоничного развития личности ребёнка. Не должно быть никаких ограничений – с одной стороны. С другой, к такому пространству предъявляются повышенные требования, касающиеся безопасности. И, наконец, есть ещё один немаловажный момент.
Групповое помещение должно быть чётко и понятно зонировано.
Дело в том, что для детей очень важна целенаправленность. Они должны понимать, для чего служит то или иное место в группе. Иными словами, где играть, где заниматься, где принимать пищу и т.д. Порядок в воспитании детей младшего возраста – основополагающее требование. И он начинается именно с чёткого определения зон в одном функциональном помещении.
Причём, на самом деле, дети очень быстро осваиваются в пространстве. Понимая, для чего служит та или иная зона, они ведут себя соответствующее, попадая в неё. Это намного облегчает труд воспитателей, укрепляет дисциплину в группе и, вообще, помогает организовать деятельность малышей.
Какие зоны должны быть в группе?
На самом деле, зонирование группового помещения в детском садике появилось совсем не недавно. Основные требования к нему сформировались ещё в советское время, и с тех пор мало что изменилось. Хотя, педагогическая наука не стоит на месте, и некоторые правила меняется, но общая направленность остаётся прежней.
Что собой представляет обычная группа в детском саду? Это достаточно большое помещение, в котором происходит вся основная жизнь коллектива. Здесь дети выполняют следующие повседневные задачи:
- принимают пищу, причём в некоторых заведениях всего три раза (завтрак, обед и уплотнённый полдник), а в некоторых – четыре (добавляется ужин);
- занимаются непосредственной образовательной деятельностью (проще говоря, проходят соответствующее программе обучение);
- репетируют различные сценки, готовятся к выступлениям и утренникам (помимо музыкального зала, такая деятельность проводится и в группе);
- занимаются физической культурой (например, процедуры закаливания после дневного сна);
- играют, взаимодействуют друг с другом, проводят досуг и свободное время.
Помимо перечисленного, иногда в группе устраивается зона для сна. Ведь не во всех детских садах есть отдельные спальные комнаты. Этот момент тоже часто приходится учитывать.
Итого, получается, что одно помещение используется для абсолютно разных целей. Неудивительно, что оно должно быть строго зонировано. Причём, особенные требования предъявляются, в том числе, и к внешнему обустройству интерьера, дизайну помещения. В целом, можно выделить несколько основных зон. О каждой из них – отдельный рассказ.
Игровая
Это не только место, где дети могут устраивать сюжетно-ролевые игры. Хотя, конечно, такая задача является приоритетной. Но!
Ребята играют не только друг с другом и не всегда по каким-либо сюжетам. У них должна быть свобода выбора. Таким образом, в игровой зоне, помимо привычных игрушек, очень желательно и целесообразно наличие конструкторов, паззлов и других развивающих наборов.
Кроме того, сейчас детей очень интересует робототехника. Современное решение – установить в игровой зоне уголок программирования, развития познавательных способностей, математики. Важно, чтобы ребёнок мог подойти сам и заняться интересующим делом в свободное время именно в рамках игровой деятельности.
На сайте «Приоритет» вы найдете много подобных уголков. Например, вот такой: https://prioritet1.com/katalog/modulnyj-stellazh-robot-robik-1. Он выполнен в современном дизайне и сам по себе является модульной конструкцией. Можно не только вести групповую деятельность, но и заниматься индивидуально. Очень удобный вариант для использования в детском саду!
Образовательная
Ещё её можно назвать зоной для творчества. Дело в том, что обычно дети занимаются на тех же столах, за которыми принимают пищу. Таким образом, обеденная, образовательная и творческая зоны объединяются.
Во время непосредственной образовательной деятельности (НОД) ребята сидят за столами и слушают воспитателя, выполняют его задания. Тут же располагается доска, на которой педагог пишет, рисует и т.д. Сюда же устанавливается интерактивное оборудование. Например, проектор.
Но иногда в свободное время ребёнок хочет рисовать, раскрашивать, читать книжки. Зона для подобных занятий организуется тут же. Вот почему очень часто рядом со столами располагаются специальные полки с книгами, емкости с карандашами, ящики с бумагой. Иногда, правда, в группе выделяется отдельная зона для свободного творчества. Но такое бывает довольно редко. Чаще всё-таки основные занятия происходят в одном месте.
Библиотека
Очень важно приучить ребёнка к чтению. А как это сделать, если в группе не будет книг? Именно для подобных целей в помещении организуется небольшая «библиотечка». Она представляет собой стеллаж, где в доступности для детей расположены книги, соответствующие возрасту.
Часто подборка посвящается какой-либо тематике:
- приближающиеся государственные праздники;
- определенное время года;
- народные промыслы, ремёсла;
- жизни животных – на ферме, в лесу, в жарких странах и т.д.
Согласно программным требованиям, каждая неделя в детском садике посвящается определенной тематике. Её назначает методист, или старший воспитатель. Так вот, книжки в описываемом уголке могут подбираться, согласно обозначенной теме. А размещать их можно вот в таких стеллажах, представленных в каталогах компании «Приоритет»: https://prioritet1.com/mebel-dlya-detskogo-sada/stellazhi. Здесь предложены различные варианты. Они подойдут для размещения не только книг, но и игрушек, развивающего или творческого материала, канцелярской продукции и т.к. Все стеллажи отличаются удобством и яркостью оформления.
Главное требование – чтобы книжки были в доступности. Ребёнок должен иметь возможность в любое время взять и почитать то, что ему интересно, или рассмотреть картинки.
Зона физической активности
Дети должны двигаться – это бесспорно. Именно для таких целей в группе оборудуется открытая зона, предназначенная для активных игр.
Обычно она располагается в самом центре помещения. На пол стелется ковер, а все игрушки убираются в стеллажи, так, чтобы не мешать детям во время занятий или подвижных игр. Здесь же проводится утренняя зарядка, физкультурные упражнения, закаливающие и оздоровительные мероприятия, а также репетируются сценки и утренники.
Активность ребёнка не должна стесняться ничем – такого правила придерживаются в современных садах. Но при этом необходимо обеспечить максимальную безопасность детям. Тем более, если учесть, что одновременно в помещении находятся много мальчиков и девочек (в некоторых садиках количество воспитанников одной группы доходит до тридцати – тридцати пяти человек). Вот почему зона физической активности должна быть свободна и достаточно широка. Кроме того, одно из основных требований безопасности: все стеллажи должны быть надежно прикреплены к стенам. Возможность их падения на ребёнка полностью исключается.
Музыкальный уголок
Музыкальное развитие одно из приоритетных направлений в современных дошкольных учреждениях. Почему? Потому что именно через звучащие мелодии, песни и гармонию в целом дети открывают красоту этого мира. Воспитывается эстетический вкус, личность вырастает целостной, открытой к прекрасному.
В группах детского садика, начиная с ясельной, особенное внимание уделяется созданию и оформлению музыкального уголка. Здесь размещаются различные инструменты, причем, не только игрушечные, но и зачастую настоящие: звучащие, играющие, вызывающие самые приятные эмоции.
Наполнение для такого уголка можно приобрести тут: https://prioritet1.com/muzikalnye-instrumenty-dlya-detskogo-sada. «Приоритет» предлагает различные музыкальные инструменты. Здесь вы найдете самые простые варианты типа колокольчиков, треугольников, бубенцов и гораздо более сложные губные гармошки, металлофоны, цимбалы и т.д. Инструменты подойдут для использования в любой группе детского садика.
Дети должны иметь возможность не только слышать музыку, но и создавать её самостоятельно, причём, желательно, в любое время. По крайней мере, в период свободной игровой деятельности. Психологи заметили: подражание оркестру становится одним из излюбленных сюжетов у ребят разного возраста. Они охотно играют в музыкантов и порой создают настоящие шедевры. Именно поэтому такой уголок должен быть в любой группе.
Театральная зона
Стремление к перевоплощению – одно из самых любимых детских занятий, причём в любом возрасте. Даже школьники охотно примеряют на себя различные роли и участвуют в постановках. Малыши занимаются этим ещё чаще, причём нередко характер деятельности является спонтанным. Иными словами, сюжет строится не по заранее придуманному сценарию, а происходит здесь и сейчас. Оригинальные идеи рождаются из непосредственной совместной деятельности малышей. Но для их успешной и полноценной реализации детям необходимо специальное оборудование, в частности – небольшая ширма и вешалка с разными костюмами.
Для организации театрального уголка можно использовать дополнительный реквизит. Например, игрушечные инструменты (для профессий врача, учителя, шофёра, строителя, рабочего и т.д.), посуду, транспорт и т.д. Найти множество товаров, подходящих для оформления театральной зоны в групповом помещении детского садика мы можете в разделе каталога кукольный театр. Все игрушки являются полностью безопасными для ребят и соответствуют требованиям ФГОС.
В театральном уголке у детей должна быть возможность перевоплотиться и попробовать себя в какой-то непривычной роли. Это является очень полезным упражнением для гармоничного развития личности.
Кроме того, именно в здесь хранятся другие необходимые вещи и предметы. Например, теневые фигурки и силуэты, перчаточные куклы и многое другое, разнообразные декорации. Здесь скрывается целый мир, притягивающий малышей. В свободное от занятий время он должен быть доступен мальчикам и девочкам.
В реальных детских садиках обычно организуются и наблюдаются все зоны, перечисленные выше. Но достичь их полного разделения не получается. Мешает ограниченность пространства, а также определенные санитарные и педагогические требования. Именно поэтому говорить о строгом зонировании групповых помещений не приходится. Можно отметить, что в настоящий момент в садах наблюдается некий синтез, совмещение и слияние, переход одного функционального пространства в другое.
Требования ФГОС к оформлению группы в ДОУ
Для того чтобы понять, какие требования предъявляет ФГОС к оформлению групп в детских садиках, нужно сначала выяснить, что государство хочет получить в итоге.
В садиках воспитывают сильную, независимую, свободную личность, готовую к адекватной взрослой жизни.
Иными словами – хотят получить человека, который не боялся бы принимать решения, легко подстраивался под стремительно меняющийся внешний мир и приносил пользу обществу своей деятельностью.
Воспитать именно такого мужчину или женщину можно только в том случае, если полностью исходить из его возрастных потребностей. В дошкольный период ведущей деятельностью является игра. Дети познают мир, имитируя его в своём взаимодействии. А оно у них хотя бы даже в силу возраста может быть только игровым. Это важно понимать любому взрослому человеку.
Отсюда следует, что основная задача воспитания и дошкольного развития – предоставить мальчикам и девочкам свободу выбор деятельности.
А так как их основное занятие – игра, то и среда должна быть организована соответствующим образом. В рамках детсадовского образования она называется предметно-пространственной.
Развивающая среда
Итак, согласно ФГОС, полноценная развивающая предметно-пространственная среда состоит из:
- игровой площадки достаточного для группы размера;
- игрового оборудования, реализующего и поддерживающего разные цели;
- богатого набора игрушек, соответствующих возрасту и опережающих его;
- интересной для малышей игровой атрибутики, повторяющей реальный мир;
- набора разнообразных игровых, познавательных и творческих материалов.
Ребёнок должен иметь свободный доступ ко всему, что его заинтересует. Для этого группа оборудуется безопасными стеллажами, надёжно прикреплёнными к стенам. Их высота должна соответствовать возрастным особенностям ребят. Игрушки и другие материалы расставляются так, чтобы дети видели их, могли достать и затем убрать на место.
Мебель
Особенные требования предъявляются к мебели. Во-первых, она должна быть безопасной и легко очищаемой. Сейчас уже в группах часто используются пластиковые изделия, а также мягкие пуфы, поверхность которых изготовлена из прочного, гипоаллергенного, яркого ПВХ.
Во-вторых, групповая мебель всегда подбирается строго по росту детей. Для этого выработаны специальные требования и нормы. Стулья и столы покупаются только исходя из определенной возрастной группы – это очень важный момент.
Интерьер
Наконец, немаловажная особенность – оформление интерьера помещения. Тут сразу несколько требований. Прежде всего, группа должна выглядеть уютно, вызывая у ребёнка только хорошие эмоции и ассоциации. Для достижения данного условия подбирается красивая мебель, а в самом оформлении используются яркие цвета. Но не везде, а лишь акцентами, привлекающими детское внимание. Основные цвета стен обычно более нейтральные, спокойные.
В группе используются стилизованные под различные замки или домики стеллажи, привлекательное постельное бельё, узнаваемые геометрические формы. Малыши очень любят мягкие пуфики в виде огромного конструктора. Они стоят из них машинки, дома, другие конструкции. В оформлении современной группы такие изделия играют очень важную роль.
Одним словом, садик на какое-то время будет для ребёнка его вторым домом. Следовательно, и выглядеть он должен соответствующим образом. А какие главные особенности дома? Уют, ощущение покоя, тепла и безопасности. Именно так и следует оформлять групповое пространство в саду.
Рекомендуемое оборудование для оформления группы
Для современного оформления группы в детском садике используется различное оборудование, и не только. В него входят различные мебельные изделия, в том числе и направленные на развитие малышей, системы для хранения игрушек, материалов и различного инвентаря, тактильные панели и многое другое.
Мебельные изделия
Они могут быть как обычные, так и решённые в более интересном дизайне, яркие и привлекательные. Например, очень популярны в детской среде столы и стулья в виде симпатичных зверушек: https://prioritet1.com/katalog/zverostul-losenok. Они вызывают эмоциональный отклик и создают отличное настроение.
Помимо такого забавного мебельного оборудования, в группах детсадов активно используются различные развивающие изделия. Например, сейчас уверенно стремятся к первому месту по востребованности столы для программирования, конструирования Лего, планшеты для рисования песком и т.д. Они не только развивают ребёнка, но и вызывают неподдельный интерес, формируют интерес к современной жизни.
Кроме того, в группах часто используются различные стеллажи, в том числе и модульные, создающие надежные системы для хранения различного оборудования, игрушек и т.д. Часто тут можно встретить полки для детских поделок, шкафы для книг и многое другое.
Необычное игровое оборудование
Например, бизиборды или тактильные панели. Они пришли в российские детские садики относительно недавно, но при это уже достигли популярности. Во-первых, такие изделия активно развивают познавательные способности ребёнка, делая это в игровой форме. Во-вторых, вызывают живой эмоциональный отклик, обучают и обогащают чувственный опыт. Несомненно, такое оборудование должно быть в группах.
Многие родители тут могут возразить. Ведь бизиборды – это для малышей. На самом деле, не совсем верно. Сейчас производителями создаются большее сложные игровые доски, которые подходят детям старшей группы и даже дошкольникам. А если говорить о тактильных панелях, то они вообще не имеют возрастной принадлежности. Часто даже взрослые активно играют с такими изделиями, обогащая свой сенсорный опыт и удивляясь реакции собственного тела ничуть не меньше детей.
Бизиборды вы можете найти здесь. В разделе представлены разные модели практически на любой возраст. Тактильные панели также подойдут для мальчиков и девочек не только ясельного, но и дошкольного и даже младшего школьного возраста.
Идеи для сезонного оформления группы
Во многих садах педагоги придерживаются идеи сезонного оформления группы. Что это значит?
Одно из направлений дошкольного образования – изучение окружающего мира. Помимо всего прочего, дети должны знать, какой сейчас сезон, день недели, время и т.д. Для соблюдения этого требования группа оформляется соответствующе текущему времени года.
В качестве декора используются различные картинки и фото, а также тематический реквизит. Нередко для украшения воспитатели могут сами сделать какой-либо арт-объект или попросить об этом родителей. Кроме того, в группе выкладываются книги, посвященные определенному времени году, устанавливаются различные папки-распашонки или папки-передвижки.
Зимний интерьер
Для оформления группового помещения по-зимнему, необходимо использовать соответствующие тематике изображения. Например, картину с заснеженным пейзажем, с уличными играми: катание на санках, коньках, бросание снежков и т.д. А всех кукол, находящихся в группе, целесообразно переодеть в зимние наряды. Дополнительно помещение можно украсить снежинками на окнах и т.д.
Детям предлагаются увлекательные занятия, имеющее зимнюю тематику. Например, эбру – рисование по воде. Для этого подойдёт вот такой набор, который вы можете приобрести здесь: https://prioritet1.com/katalog/nabor-dlya-risovaniya-na-vode-ebru-zima. Подходит для ребят средней или старшей, подготовительной групп.
Ну а малышам понравится игра с вырезной куклой. Причём, она ещё и помогает найти отличия зимнего наряда человека от летнего. Активно развиваются навыки анализа и синтеза.
Весенний интерьер
Весна – пора, когда природа оживает. куклы, находящиеся в группе, меняют свои наряды на более лёгкие. А на стенах появляются картинки, изображающие это прекрасное время года.
Можно принести в помещение игрушки, соответствующие весне. Например, перелётных птиц, возвращающихся домой, или пробуждающихся от спячки животных: медведя, ежика. В театральный уголок можно повесить подходящие костюмы: платье Весны, цветка, бегущего ручейка и т.д.
С ребятами в это время целесообразно проводить развивающие беседы, посвящённые этому времени года. Во многих группах весной высаживается «Огород на подоконнике»: лук, чеснок, петрушка, укроп, помидоры и т.д. Дети наблюдают, как всходят, растут и развиваются растения.
Летний интерьер
Лето – пора повышенной активности. Дети в этот сезон мало времени проводят в группе. Они много гуляют, дышат свежи воздухом, получаются яркие эмоции на улице. В группе тоже можно организовать соответствующий интерьер.
Для этого отлично послужит мебель, выполненная в виде летних деревьев. Например, вот такой оригинальный набор экополок: https://prioritet1.com/katalog/nabor-ekopolok-chudesnyj-sad-2dubok-yablonka-yolochka. Он полностью соответствует духу этого времени года.
Конечно, следует опять переодеть кукол. Пусть они поменяют наряды на максимально лёгкие, подходящие летнему сезону! В интерьер можно добавить картинок и фотографий, изображающих природу, человеческую деятельность, жизнь птиц и животных в самое тёплое время года.
Осенний интерьер
Осень – это не только плаксивый дождик за окнами. Это ещё и прекрасный золотой листопад, и яркое буйство лесных красок. Группу можно оформить в соответствии с этими особенностями сезона. Например, украсить резными гирляндами из красных, желтых и оранжевых листьев, вырезанных из картона.
Для достижения поставленной цели подойдут картины, передающие осенний пейзаж. Во многих группах развешивают изображения людей, одетых соответствующие сезону, а также рисунки, в которых показан человеческий труд, который проводится в это время года: уборка полей, подметание листвы и т.д.
Как подготовить группу к празднику?
Конечно, в группах детского садика проводятся различные праздничные мероприятия. Для этого интерьер оформляется соответствующим образом. Например, на Новый год устанавливается ёлка. Но она должна быть наряжена в безопасные игрушки, изготовленные не из стекла, а, например, из пластика. Помещение также можно оформить гирляндами, а на окна наклеить резные картинки, изображающие героев и атрибутику наступающего праздника.
Весной традиционно проводятся мероприятия, посвящённые 8 марта, Первомаю, а затем – Дню Победы. Конечно, и групповое помещение оформляется соответственно. На Женский день оно украшается цветами, изображениями солнышка, весенних птиц. На 9 мая используется государственная символика: георгиевские ленты, гвоздики, флаги. Кроме того, часто в украшении встречаются изображения голубей – символов мира и чистого неба над головой.
Осень – это праздник урожая, или осенний бал. Группа оформляется стилизованными гирляндами из листьев. Кроме того, в этот период дети вместе с родителями готовят поделки из природного материала. Нередко такие самодельные украшения тоже используются для обновления интерьера группы.
Современные детские садики – это не просто места, где малыши проводят время, ожидая, когда родители заберут их домой. Сегодня делается всё для планомерного и успешного развития ребёнка. Следовательно, и группы оформляются так, чтобы мальчикам и девочкам было удобно, уютно, безопасно и очень интересно!
Можно ли пропускать детский сад?
Пропускать детский сад (или детский сад/ясли) зависит от многих факторов, включая законодательство вашей страны, политику конкретного детского сада, а также вашего личного решения как родителя. В большинстве случаев детские сады предоставляют определенные правила и нормы относительно посещаемости. Вот несколько важных аспектов:
-
Законодательство и правила детских садов: В некоторых странах и регионах существуют законодательные нормы, которые регулируют обязательность посещения детского сада. В таких случаях пропускание детского сада может потребовать соответствующих обоснований или разрешений.
-
Политика детского сада: Каждый детский сад может иметь свои правила относительно пропусков и посещаемости. Некоторые сады могут иметь жесткие правила обязательного посещения, особенно по медицинским или организационным причинам.
-
Здоровье ребенка: Если ребенок болен или находится в состоянии, когда его посещение детского сада может нанести вред его здоровью или здоровью других детей, рекомендуется оставить его дома и дать ему время для восстановления.
-
Личные обстоятельства: В редких случаях могут возникнуть ситуации, когда пропуск детского сада становится неизбежным из-за личных обстоятельств, таких как семейные события, путешествия и т.д.
-
Возможности альтернативного ухода: Если вы решаете пропустить детский сад, убедитесь, что у вас есть альтернативные планы для ухода за ребенком. Это может быть забота дома со стороны родителей, близких родственников или няни.
Если вы задумываетесь о пропуске детского сада, рекомендуется обсудить это с администрацией детского сада и узнать их политику и требования. Также имейте в виду, что решение о пропуске детского сада должно быть обдуманным и основано на заботе о здоровье и благополучии ребенка.