Пошаговый мастер-класс по созданию садового мостика: стройте горбатый мостик сами (+фото)

На моем участке есть интересная особенность – ручеек, который текучий с колхозных полей. Для того чтобы гармонично вписать его в окружающий ландшафт и обеспечить безопасный переход, был сооружен мостик. Горбатый мостик, созданный своими руками, придает этому месту особый шарм и уникальность.

Я сразу же определился с дизайном нового строения – мостик будет горбатым, с гнутыми металлическим поручнями и деревянным настилом. Нашел подходящий чертеж в интернете, немного его переделал под существующие реалии. Потом, по ходу дела, некоторые профили заменялись на другие, варьировались размеры. Но в целом проект оказался рабочим и был реализован.

Чертеж конструкции садового мостика

Конструкция мостика на рабочем чертеже

Шаг 1. Прием заготовок и сварка боковин мостика

Гнутые части конструкции были заказаны у местных мастеров. К сожалению, они оказались не совсем ответственными, поэтому кое-какие детали мне пришлось доводить до ума самостоятельно. Про это я упомяну позже.

Заготовки гнутых элементов мостика

Привезенные заготовки гнутых элементов мостика

Итак, привезли детали, разгрузили. Для поручней я подобрал 4 дуги, наиболее похожие по форме. Это оказалось не так просто – все они отличались (спасибо, «мастерам»!). Верстака под такие конструкции у меня нет, поэтому варить боковины я начал на мощеной площадке.

Просто разложил дуги и вертикальные стойки на поверхности, горизонтальности добился путем подкладывания под них различных деревяшек и фанеры. Оказалось вполне удобно. Сверялся по лазерному уровню, все ровно, никаких «винтов».

Соединение гнутых поручней мостика с вертикальными стойками

Соединение гнутых поручней с вертикальными стойками (посредством сварки)

Первый бортик сварил, потом поверх него разложил элементы второго борта и тоже соединил их сваркой. Нижняя часть опор мостика будет находиться под землей, видно их не будет, поэтому эти части я сделал из уголка. Его у меня в мастерской пылилось много, девать некуда, кроме того трубы для «подземных» частей использовать жалко.

На ноги наварил всякие металлические обрезки-клыки, чтобы лучше удерживали опоры в бетоне.

Рама для боковой части мостика сварена

Рама для боковой части мостика сварена

Металлические обрезки на стойках мостика

На стойки, которые будут забетонированы, наварены “клыки” из металлических обрезков

Шаг 2. Разрушение старого

Пришло время демонтажа. За пару часов был разобран старый деревянный мост, который пришел в негодность. Место для нового моста расчищено.

Старый деревянный мост

Старый деревянный мост, отслуживший свой срок

Старый мост демонтирован

Старый мост разрушен, место для монтажа освобождено

Шаг 3. Соединение боковин в одну конструкцию

На тачке к ручейку я подвез практически готовые боковины и разные профили, необходимые для конструкции. На месте приварил к боковинам косынки и основные элементы удерживания настила. Заварил все пустоты, куда теоретически может попасть вода.

Электродов не жалел, так как от качества сварки удерживающих деталей зависит, насколько безопасным будет передвижение по мостику. Швы не зачищал, подумал, что видно их все равно не будет. И лишняя работа ни к чему.

Приварены удерживающие элементы для настила

Приварены удерживающие элементы для настила

Две боковины моста сварены в одну конструкцию

Две боковины моста сварены в одну конструкцию

Для жесткости наварил по бокам контрфорсы. Как по мне, то выглядят они не очень органично на фоне изгибающихся боковин. Слишком они прямые, острые, в общем, не совсем то, что мне хотелось. Но жесткость требует жертв. Пускай остаются такие.

Контрфорсы служат для увеличения жесткости конструкции

Контрфорсы служат для увеличения жесткости конструкции

Нижние части опор мостика будут находиться в бетоне, их я покрыл краской – позже к ним уже не будет доступа.

Шаг 4. Установка моста и бетонирование опор

А потом приступил к бурению скважин. Взял бур и почти на всю их глубину (на метр примерно) просверлил по 2 лунки на обоих берегах ручья.

Пробурены четыре лунки для опор мостика

Пробурены четыре лунки для опор мостика

Выставил в лунках опоры конструкции, выровнял  по вертикали строительным уровнем. Для жесткости установки заполнил свободное место в лунках бутовым камнем. Теперь опоры стояли как влитые и никуда не сдвигались.

Далее – заливка бетоном. Вначале я делал жидкий замес, чтобы бетон без проблем просачивался между камнями. Следующий замес уже был более густым. Не знаю, какая, в конце концов, получилась марка бетона, но уверен, что мост на таком растворе простоит долгие годы и не шелохнется.

Мостик установлен и забетонирован

Мостик установлен, его опоры забетонированы в лунках

Шаг 5. Наварка внутренних дуг и балясин

Сперва я наварил на боковины внутренние дуги.

Внутренние дуги мостика приварены

Внутренние дуги привариваются к вертикальным стойкам боковин мостика

Между ними, в соответствии с планом, должны располагаться стойки-балясины. Их пришлось вымерять по месту и уже потом отрезать – ни одной одинаковой не оказалось. Шаг за шагом, я приварил все балясины.

Балясины закреплены на своих местах

Балясины закреплены на своих местах – между внутренними дугами

Шаг 6. Исправление гнутых элементов поручней

Казалось бы, что с металлическими элементами покончено, но не тут-то было. Один недочет, который допустили мои безответственные мастера, гнущие металл, не давал мне покоя. Я имею в виду загнутые окончания поручней.

Гнутые окончания поручней не выдерживали никакой критики

Гнутые окончания поручней не выдерживали никакой критики

Выглядели они просто ужасно, поэтому, недолго думая, я их спилил. А потом решил сделать самостоятельно, в более приличном исполнении.

Окончания поручней были спилены

Окончания поручней были спилены

Гибочного станка у меня нет, делать его или покупать для этих целей – нерационально. Единственный способ, который показался мне приемлемым, заключался в нарезании насечек на кусочках труб и сгибании металла уже по ним.

Вначале я высчитал, учитывая разницу между внутренней и внешней длинами дуг, количество насечек и их ширину. На обрезках труб наметил расположение насечек с шагом 1 см. Резал вначале кругом 1 мм, а потом дорезал (не до конца) чуть шире – кругом 2,25 мм.

На металлических трубах сделаны насечки

На металлических трубах сделаны насечки

Получалось нечто похожее на стиральную доску, которую уже было можно загнуть. Я это и делал, фиксировал в нужной форме и заваривал с внешней стороны. Внутреннюю часть не трогал, не хотел впоследствии мучиться с зачисткой.

Согнутые заготовки для окончания поручней моста

Благодаря насечкам, у меня получилось согнуть заготовки и придать им нужную форму

Так как изначально заготовки окончаний поручней брались с запасом, после примерки на месте, лишняя часть труб отрезалась. Заготовки приваривались к поручням.

Открытые концы я решил тоже заварить, чтобы не ставить пластиковые заглушки. Они бы смотрелись на металлической конструкции чужеродно и дешево. После сварки гнутые части были тщательно зачищены до блеска. Получились отличные, почти идеальные поручни!

Мост с приваренными гнутыми окончаниями поручней

Мост с приваренными гнутыми окончаниями поручней

Чтобы уберечь берега от размывки, пришлось укрепить их трубами и досками. Всех этих упрочняющих конструкций видно не будет, поэтому к особой красоте я не стремился. Главное, что получилось надежно.

Упрочняющие конструкции для удержания берегов от размывки

Упрочняющие конструкции для удержания берегов от размывки

Шаг 7. Шпаклевка и покраска

Пришло время исправлять еще один недочет, который допустили изготовители металлических заготовок. Некоторые профили были некачественными, с заметными вмятинами. Это нужно было как-то убирать. На помощь пришли автомобильные шпаклевки по металлу – у меня было 2 вида.

Сперва я заполнял самые глубокие вмятины грубой шпаклевкой со стекловолокном, сверху использовал финишную шпаклевку. Заодно финишкой зашпаклевал и внутренние поверхности окончаний поручней (там, где не было сварки). Работать приходилось быстро, так как шпаклевка застывает в один момент. Чуть замешкался и уже все застыло, приходилось делать новый замес.

Неровности и вмятины были перекрыты автомобильной шпаклевкой

Неровности и вмятины были перекрыты автомобильной шпаклевкой

Теперь металлические поверхности мостика кажутся почти идеальными. Можно красить. Я выбрал для конструкции классический цвет – черный. Все металлические поверхности были покрашены в 2 слоя.

Металлические части конструкции покрашены черной краской

Металлические части конструкции покрашены черной краской – совсем другой вид!

Шаг 8. Устройство деревянного настила

Пришел черед настилать мостик доской. В сарае у меня несколько лет лежала вполне качественная доска из лиственницы с ребристой поверхностью типа «вельвет». Ее я и решил использовать.

Доска из лиственницы для настила мостика

Доска имеет ребристую поверхность – настил будет не скользким

К сожалению, есть у лиственницы одна неприятная особенность. При подсыхании она выпускает острые щепки, которыми легко можно поцарапаться и пораниться. Достав доски из сарая, я увидел, что и в этот раз вся лицевая сторона была усыпана такими щепками. Оборотная сторона оказалась в лучшем виде, поэтому ее было решено использовать в качестве лицевой для настила.

Доски необходимо было подготовить. Я обработал их грунтующим антисептиком – от гниения и для увеличения срока эксплуатации. Просушил. А потом покрыл отработанным машинным маслом. Была идея покрыть настил лаком, но я не решился. Все-таки существует большая вероятность, что лак во влажных условиях потрескается.

Не хотелось ставить труд многих дней под угрозу. Поэтому остановился на антисептике и масле – этого должно хватить на несколько лет эксплуатации. Впрочем, слой масла планирую обновлять каждый год, чтобы не беспокоиться за возможные проблемы с гниением.

Доски обрабатываются антисептиком и маслом

Доски сушатся в вертикальном положении после обработки антисептиком и маслом

Потом я прикрутил доски к горизонтальным держателям настила с помощью саморезов по металлу. Между досками оставлял небольшое расстояние, чтобы попавшая вода могла стекать в ручеек и не задерживалась на настиле. Все-таки деревянный настил остается слабым звеном в мостике и нужно всеми способами предотвращать возможность гниения в существующих влажных условиях.

В итоге получился неплохой горбатый мостик, можно пользоваться без опаски. И пройти, не замочив ноги, можно, и декоративная функция присутствует.

Горбатый металлический мостик с деревянным настилом

Окончательный вид горбатого металлического мостика с деревянным настилом

Надеюсь, мой мастер-класс не будет бесполезен и кому-то пригодится в ландшафтном творчестве – буду только рад!

Илья О.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 5 из 5)

Как своими руками сделать рокарий?


Рокарий — это миниатюрный сад в контейнере, часто создаваемый с использованием камней, камешков, растений и других декоративных элементов. Вот шаги, которые вы можете следовать, чтобы сделать рокарий своими руками:

  1. Выбор контейнера: Выберите подходящий контейнер для вашего рокария. Это может быть горшок, старая ваза, чаша или другой сосуд. Важно, чтобы контейнер имел дренажные отверстия для стока лишней влаги.

  2. Выбор растений: Выберите мелкоразмерные растения, которые будут хорошо смотреться в вашем рокарии. Это могут быть суккуленты, кактусы, травы, альпийские растения и т.д. Помните, что растения должны быть совместимыми по своим требованиям к уходу.

  3. Подготовка дренажа: На дно контейнера уложите слой гравия или мелкой гальки. Это обеспечит хороший дренаж и поможет избежать лишней влаги.

  4. Подготовка почвы: Заполните контейнер подходящей почвой для выбранных растений. Помните, что рокарий должен иметь хорошую дренажную способность.

  5. Расстановка камней: Разместите камни и камешки в контейнере, создавая интересную композицию. Вы можете использовать разные размеры и формы камней для создания неравномерной текстуры.

  6. Расстановка растений: Вставьте растения в почву, учтите их высоту и цветовую гамму. Размещайте растения между камнями так, чтобы создать естественный вид.

  7. Украшения: Добавьте декоративные элементы, такие как маленькие фигурки, миниатюрные мостики, декоративные камешки и т.д., чтобы придать рокарию уникальный стиль.

  8. Полив и уход: Учитывайте, что растения в рокарии не требуют частого полива, так как это могло бы вызвать переувлажнение. Однако регулярно проверяйте влажность почвы и поливайте, когда верхний слой почвы высыхает.

  9. Установите на подходящее место: Разместите ваш рокарий в месте, где он будет получать нужное количество солнечного света или полутени.

Создание рокария — это творческий процесс, и вы можете экспериментировать с разными элементами и композициями. Важно учитывать требования растений и создавать гармоничное сочетание элементов для достижения желаемого эффекта.

Написано