При выборе гравия следует обращать внимание на важный параметр — коэффициент компактности. Этот показатель отражает, насколько возможно сократить объем материала, сохраняя тем же вес за счет уплотнения или естественной сжимаемости.
Ввиду того, что после трамбовки насыпной вес щебня какой-либо фракции увеличится, необходимо сразу учесть запас материала. А чтобы не купить лишнего, необходим поправочный коэффициент.
Коэффициент уплотнения (Ку) – это очень важный показатель, который необходим не только для правильного составления заказа материалов, но и для того, чтобы предусмотреть дальнейшую усадку гравийного слоя после его нагрузки строительными конструкциями. Более того, зная коэффициент уплотнения, можно прогнозировать устойчивость самих строительных объектов. Ввиду того, что коэффициент трамбовки – это, по сути, степень уменьшения объема, то он может меняться в зависимости от 4-х факторов:
- Способа и параметров загрузки (к примеру, с какой высоты выполняют засыпку).
- Особенностей транспорта, посредством которого материал доставляется на объект, и расстояния до стройплощадки – ведь даже неподвижная масса в результате проседания под собственным весом постепенно уплотняется.
- Фракции щебня и содержания зерен меньшей крупности, чем нижняя граница конкретного класса щебня.
- Лещадности – игольчатые камни дают меньшую усадку, чем кубовидные.
Следует помнить, что прочность бетонных конструкций, фундаментов зданий и автомобильных дорог напрямую зависит от точности определения степени уплотнения. Однако также не стоит забывать о том, что трамбовка на площадке зачастую выполняется только по верхнему слою, а в этом случае расчетный коэффициент не всегда соответствует фактической усадке основания. Особенно часто это происходит, когда строительством занимаются не профессионалы, а любители. В соответствии с требованиями технологии, каждый слой засыпки необходимо укатывать и проверять отдельно.
Еще один параметр, который обязательно следует учитывать, – это то, что степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками, что не дает ей расползаться. На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, поэтому небольшая погрешность сохраняется. Этот факт следует учитывать, прежде всего, при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Зачем нужен показатель уплотнения?
Так для чего необходимо учитывать коэффициент уплотнения щебня? Данный параметр применяется:
- при расчете количества необходимого материала;
- при расчете усадки в период постройки.
Если знать коэффициент уплотнения щебня 20 40, можно посчитать вес. Для этого нужно имеющийся объем любого объекта для хранения или транспортировки щебня, будь то состав вагона или кузов машины, умножить на насыпную плотность и коэффициент уплотнения.
Стоит помнить, что уровень уплотнения материала зависит от размера гранул щебня. Если взять фракцию 20 40 и 5 20, то плотность будет значительно меньше, чем плотность щебня 5 20.
Проводить расчеты необходимо на месте застройки.
Уплотнение на площадке
Следует обратить внимание, что приведенная выше цифра – 1,1 – учитывается только при транспортировке. На стройплощадке, где трамбовка щебня выполняется искусственно, с применением виброплиты или катка, данный коэффициент может возрасти до 1,52. При этом исполнителям необходимо точно знать степень усадки гравийной засыпки. Обычно этот параметр значится в проектной документации. Однако если в точном значении нет необходимости, пользуются усредненными показателями, которые указаны в СНиП 3.06.03-85:
Щебень фракции 40-70, как правило, имеет уплотнение 1,25-1,3 (если его марка не ниже М800). До М600 – от 1,3 до 1,5. Для мелких и средних классов 5-20 и 20-40 мм данные показатели не установлены, так как зачастую они используются только при расклинцовке верхнего несущего слоя из зерен 40-70.
ЩПС в дорожных работах
Щебеночно-песчаные смеси активно применяются и в строительстве дорог, в этой сфере востребованы ЩПС С3-С6. Смеси с крупным щебнем в составе группы С5, С6 используются при создании нижнего слоя дорожных оснований, они обеспечивают устойчивость дорожного полотна под влиянием нагрузок, препятствуют появлению трещин на его поверхности. С3 и С4 применяются в асфальтовых и покрытиях . С 6 используется при сооружении массивных бетонных конструкций, площадок для тяжелого автотранспорта, создании взлетных полос аэродромов.
К качественным характеристикам ЩПС можно отнести неограниченный срок хранения, смеси можно складировать даже под открытым небом в непосредственной близости от места проведения работ, с течением времени они не потеряют своих качеств, это полностью готовый к применению материал, не требующий использования смесительных установок в процессе создания дорожных оснований. Приобретение щебеночно-песчаной смеси более выгодно, чем покупка двух компонентов смеси и самостоятельное их смешивание в нужных пропорциях.
Лабораторные исследования
Коэффициент уплотнения принято рассчитывать на основании данных лабораторных испытаний, в ходе которых массу щебня подвергают трамбовке и проверке на различных приспособлениях. Здесь существует несколько методов: замещение объемов (ГОСТ 28514-90); стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002); экспресс-методы с использованием одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного либо динамического.
Результаты получают либо сразу же, либо по истечении 1-4 дней, в зависимости от того, какой способ для исследования выбран. Стоимость одной пробы стандартного испытания составляет 2500 рублей. Всего необходимо провести не меньше пяти таких проб. Если данные нужны срочно, например, в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора минимум 10 точек. Стоимость каждой точки составляет 850 рублей. Кроме того, придется оплатить выезд лаборанта на место – еще около 3 тысяч рублей. Однако без точных данных на строительстве крупных объектов не обойтись. Кроме того, солидной строительной организации необходимо наличие официальных документов, которые подтверждают соблюдение подрядчиком требований проекта.
Коэффициент уплотнения щебенки — что это такое?
Technical requirements. ГОСТ Группа Ж N срок введения установлен с Разработан Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по проблемам добычи, транспорта и переработки минерального сырья в промышленности строительных материалов ВНИПИИстромсырье Минстройматериалов СССР.
ГОСТ Камни стеновые из горных пород. Технические условия.
Шлаин ; руководитель темы М. Нисневич; исполнители: Н. Левкова, Т.
Начальник отдела В. Сычев; начальник подотдела стандартизации в строительстве М.
Новиков; гл. Бутовый камень применяется в соответствии со строительными нормами и правилами для фундаментов и стен зданий и сооружений в качестве заполнителя для бутобетона при возведении бетонных и железобетонных массивных сооружений, для отмосток , а также при устройстве и ремонте автомобильных дорог.
Бутовый камень характеризуется:. Размер кусков бутового камня должен быть не менее и не более мм.
Можно ли узнать степень трамбовки самостоятельно?
Да, коэффициент можно определить как в полевых условиях, так и для нужд частного строительства. Для этого необходимо сначала узнать насыпную плотность по каждому размеру: 5-20, 20-40, 40-70. Она напрямую зависит от минералогического состава материала, но при этом незначительно. Гораздо большее влияние на объемный вес имеют фракции щебня. Для расчета можно пользоваться усредненными данными:
Более точные данные плотности для конкретной фракции щебня можно определить лабораторным путем либо путем взвешивания известного объема строительного щебня с последующим несложным расчетом:
Насыпной вес = масса / объем.
После этого смесь укатывают до того состояния, в котором она будет использоваться на площадке, и измеряют рулеткой. А затем вновь производят расчет формуле, приведенной выше, получая в итоге 2 разных плотности – до и после трамбовки. Поделив обе цифры, получаем коэффициент уплотнения для конкретного материала. При одинаковом весе проб можно просто найти отношение двух объемов – результат будет аналогичным. Следует обратить внимание на то, что если показатель после трамбовки разделить на первоначальную плотность, то полученное в ответе число будет больше единицы – по сути, это коэффициент запаса материала на уплотнение. В строительстве им пользуются в том случае, если известны конечные параметры гравийной подушки и для заказа необходимо определить количество щебня выбранной фракции. При обратном вычислении получается значение меньше единицы. Однако эти цифры равнозначны и при расчетах важно понимать, какую именно следует брать.
Заказать
- 8-499-113-21-11
От чего зависит показатель уплотнения?
На уплотнение щебеночного материала влияет вес дополнительных показателей. Которые в первую очередь учитывают данные характеристики щебня.
- фракционные данные;
- материал, из которого был изготовлен щебень.
Так как суть коэффициента уплотнения – это снижение объема материала во время трамбования, то и его показатель изменяется за счет следующих факторов:
- каким способом щебень загружается в транспорт, здесь имеет значение высота;
- какой транспорт используется при перевозке щебня. Расстояние также имеет значение, ведь за время перевозки щебень постепенно оседает, чем уменьшает свой объем;
- размера гранул щебня и процентное содержание более мелких фракций в приобретенном щебне;
- на коэффициент влияет также и лещадность гранул. Так, к примеру, камни игольчатой формы оседают гораздо меньше, чем кубовидные гранулы.
Чем точнее определен коэффициент уплотнения щебня, тем выше прочность будущей постройки.
Проблема большинства строителей в недостаточном опыте или откровенной халтуре. По нормативам строительства каждый слой щебня необходимо укатывать и замерять параметры отдельно.
Но некоторые строители не выполняют этого и трамбуют лишь верхний слой щебня. Последствием такой некомпетентности станет постепенная осадка уже готового здания, что повлечет образование трещин в конструкции и постепенному ее разрушению.
Еще один серьезный момент при проведении расчета утрамбовки, это измерить вес (5 20), где сжатие происходит без расширения бокового типа, а ограничителем являются стенки, не позволяющие ей расползтись.
Пример
Допустим, машина привезла щебень на строительную площадку. Как провести необходимые измерения? Для этого подсчитывается объем груза и кузова по границе заполнения. Затем полученные значения умножаются на коэффициент уплотнения. Понятно, что цифры будут разными за счет «утряски» груза во время движения, но он не может потерять в массе. В первом случае, с учетом усадки, можно сказать, что это общая плотность щебня или значение, близкое к ней. Во втором – насыпная.
Для лучшего понимания возьмем другой жизненный пример. Купили некоторое количество сахара. Скажем, килограмм. Засыпали в сахарницу, получили первичный объем. Потрясли, постучали, утрамбовали. Измерили. Получили в результате конечный объем.
Плотность щебня
Данное свойство материала напрямую связано с его прочностью. Под плотностью понимают отношение массы к объему. Измеряют ее в тоннах или килограммах на кубометр (т/м³, кг/м³). Различают истинную плотность щебня, без учета пустого пространства, общую и насыпную, т. е. в неуплотненном состоянии. Каждая из них имеет соответствующее значение.
Истинная плотность щебня определяется лабораторией. То есть измеряется масса единицы объема мелкого и сухого материала. Этим способом исключают присутствие пустот, заполненных воздухом. Так определяют пористость.
Термин «насыпная плотность щебня» используют для обозначения соотношения между массой и занимаемым объемом с учетом свободного пространства между частицами. Этот параметр необходим при расчете состава бетонной смеси.
Совет
Следует помнить о том, что насыпная плотность – это качество натуральное, природное, исключающее возможность последующей трамбовки для устранения пустот.
У строительных материалов она является одним из базовых параметров. От этого зависит прочность конечного изделия и косвенное определение пустот, заполненных менее прочным составом из других элементов.
При изготовлении бетонных смесей руководствуются правилом: чем выше значение фракции, тем ниже параметры насыпной плотности. Знание ее показателей позволяет существенно сэкономить. Например, при низком значении фракции и высокой насыпной плотности цемента потребуется на порядок меньше. Со знанием точных объемов упрощается транспортировка и хранение. Становится возможным подсчитать материал для перевозки. Также в данном случае можно учесть грузоподъемность транспорта.
Показатель усадки щебня при трамбовке
Каталог материалов:. Мы в соцсетях:.
Бутовый камень — довольно распространенный стройматериал. Сегодня, благодаря своим техническим качествам и характеристикам, он широко применяется в строительных и отделочных работах, а также в ландшафтном дизайне. Об основных свойствах бутового камня, ценах и применении материала мы с радостью расскажем вам в данной статье.
Заказать звонок. Товар добавлен в корзину Товар теперь ожидает Вас в вашей корзине. Продолжите выбирать товары или оформите покутку прямо сейчас Продолжить покупки.
Как проверить качество уплотнения щебеночных оснований?
Качество уплотнения щебеночного основания можно проверить с помощью нескольких методов:
-
Визуальный осмотр: при осмотре щебеночного основания внимательно проверьте наличие трещин, просадок, гребней, углублений и других дефектов, которые могут свидетельствовать о неправильном уплотнении. Правильно уплотненное основание должно быть ровным и гладким.
-
Использование виброплиты: виброплита — это специальное оборудование, которое используется для уплотнения щебеночного основания. Процесс уплотнения проводится путем проезда виброплиты по поверхности основания. При этом, уплотнение происходит за счет вибрации, которая помогает плотно уплотнить частицы щебня. Качество уплотнения можно оценить по показателям плотности и прочности основания.
-
Использование динамического конуса: динамический конус — это специальное оборудование, которое используется для оценки плотности щебеночного основания. Конус опускается на поверхность основания, затем измеряется глубина проникновения конуса. Чем глубже проникновение, тем ниже плотность щебня. Необходимо провести несколько замеров на разных участках основания.
-
Использование плотнометра: плотнометр — это специальное оборудование, которое используется для оценки плотности щебеночного основания. Он заключается в том, чтобы взвесить определенный объем щебня, который был ранее уложен на основание. Плотность рассчитывается по формуле: плотность = масса / объем.
Важно отметить, что качество уплотнения щебеночного основания зависит от многих факторов, включая тип и размер частиц щебня, тип грунта, условия окружающей среды и т.д. Поэтому, для более точной оценки качества уплотнения рекомендуется обратиться к специалистам в этой области.