Проблемы остановки на остановке: 7 сложностей общественного транспорта в российских городах

Кто-то сознательно отказывается от машины, а кто-то любой ценой избегает поездок на автобусах, маршрутках и метро.

Мы обратились к читателям Тинькофф Журнала, чтобы узнать, почему они испытывают любовь или негодование по отношению к общественному транспорту в своем городе. Мы собрали рассказы о том, что больше всего им не нравится в автобусах, трамваях, маршрутках, метро и пригородных поездах.

Это‌ ‌истории‌ читателей ‌‌из‌ ‌Сообщества‌. ‌Собраны‌ ‌в‌ ‌один‌ ‌материал,‌ ‌бережно‌ ‌отредактированы‌ и‌ ‌оформлены‌ ‌по‌ ‌стандартам‌ ‌редакции.

Москва

Дорогой проезд

Раньше ездили с мужем на работу на машине, благо работаем вместе. Но в прошлом сентябре, после того, как мы переехали поближе к метро и одновременно ребенок пошел в школу, пришлось пересесть на подземку. Так намного быстрее и гарантированно успеешь в школу до конца продленки. На машине, увы, никогда не знаешь, сколько придется ехать. К тому же теперь мы вынуждены приходить на работу и уходить с нее в разное время — опять же, в силу необходимости водить ребенка в школу. А значит, вместе на автомобиле все равно уже не поедешь.

До Нового года на метро действовал кэшбэк по карте «Мир», одна поездка обходилась в 26 Р. Весьма гуманно и явно дешевле, чем на машине. Теперь цена выросла, и в месяц на каждого уходит около 2000 Р — и то если не пользоваться автобусом, а проходить оставшиеся полтора километра от метро до работы пешком. Есть еще предложения безлимитного проезда, но они окупаются только при постоянном использовании общественного транспорта. Сейчас в любой момент можно оказаться на пару недель на больничном, поэтому пока брать такие проездные не рискуем.

Если посчитать затраты на бензин, исходя из расхода 8 литров на 100 километров в городе, то получится 51,5 Р за литр. Сюда же надо добавить расходы на ТО — примерно 20 000 Р на 15 000 километров пробега. Значит, каждый километр на собственной машине обходится в 5,4 Р. До работы нам ехать 17 километров, итого в день на поездку дом — работа — дом уходит 185 Р. Столько же стоит поездка на метро на двоих в обе стороны. Но, конечно, комфорт при этом несопоставим, поэтому, если есть возможность ехать вместе и не думать о времени, всегда выбираем свой автомобиль.

Экономлю на автобусах: стараюсь ходить пешком от метро до работы, это около полутора километров. Цена вопроса — 23 Р. Но так экономить получается не всегда. Зачастую проще заплатить эти 23 Р, чем пытаться пробраться по нерасчищенным тротуарам или уворачиваться от летящей из-под колес машин слякоти.

В начале осени ездила на самокате — обычном, не электрическом. Благо в метро его можно сложить и закинуть за спину. Но, к сожалению, этот транспорт доступен у нас только пять-шесть месяцев в году.

Я живу в Москве, и, чтобы куда-то добраться, мне надо ехать на метро или автобусе — хотя теперь это в основном электробусы. Как говорится, выйти из дома — это платно. Сейчас за это удовольствие на двоих с учетом обратной дороги придется выложить пару сотен рублей. Стараюсь совмещать прогулки по центру и возвращение с работы — тогда и лишнюю поездку можно не тратить.

Самое экономное — быть студентом! Тогда можно за небольшие деньги оплачивать проездной на месяц. Когда халява заканчивается, приходится покупать полноценный проездной или списывать деньги на разовые поездки, что в разы ощутимее в денежном выражении.

Раньше ежемесячно брала 60 поездок — выходило чуть больше 2000 Р. Но нестабильность пандемии дала понять, что в любой момент можно заболеть и никуда не выходить минимум две недели. Или в офис запретят приезжать. Поэтому теперь каждую неделю кидаю примерно 500 Р на карту для оплаты проезда, в месяц около 2000 Р и выходит. Каждая поездка оплачивается по фиксированному тарифу.

Начав кататься на метро в 2012, вижу, что к 2022 году цена поездки выросла почти в два раза. Это не может не печалить. А загруженность некоторых веток может вгонять в депрессию каждое утро и добивать вечером. Правда, как-то раз я ехала в метро в час пик, толкотня была безумная настолько, что какой-то парень сжалился и уступил мне свое удачное «стоячее» место в уголочке. Не перевелись настоящие мужчины.

Владивосток, Санкт-Петербург

Плохое оборудование и организация оплаты

Два года работаю удаленно, поэтому езжу на общественном транспорте редко. За последний год, если верить приложению банка, совершила 55 поездок, то есть по четыре-пять в месяц. До удаленки ездила на автобусе почти каждый будний день: на работу меня довозил молодой человек, а домой я добиралась самостоятельно.

Сейчас проезд на автобусе стоит 30 Р, если оплачивать транспортной картой, 32 Р при оплате обычной банковской картой или 35 Р, если расплачиваться наличными. Ездить в трамваях и троллейбусах немного дешевле, но я не пользуюсь этим транспортом, так как он ходит только по двум ненужным мне маршрутам. За год мои траты на поездки составили 1986 Р.

Проездной у нас в городе только один — это транспортная карта, которая как раз и позволяет платить за одну поездку 30 Р вместо 32 Р. Она стоит 100 Р, но я ее не приобретала, потому что она окупится только через 50 поездок — в моем случае где-то через год. Кроме того, на ней нельзя проверить баланс и ее нельзя загрузить в телефон, только носить с собой — это неудобно. На небольшие расстояния — до пары километров или больше, если позволяет время и маршрут не в сопку, — предпочитаю ходить пешком. Так и экономлю.

Восхищаюсь и с удовольствием пользуюсь московским и питерским метро, когда бываю в этих городах: комфортно, быстро, можно добраться без пробок почти в любой конец города. Идеально. В метро Петербурга особенно обожаю стенды на эскалаторах: реклама там зачастую милая и креативная, этого не хватает в московском метро. А еще у дяденьки, делающего объявления, приятный голос.

А вот к транспорту Владивостока у меня любви совсем нет. Это крупный город, столица Приморья, но наш общественный транспорт — тихий ужас.

Добраться куда-то быстрее, чем на авто, не вариант: выделенных полос нет, общественный транспорт стоит в пробках вместе со всеми. У нас всего несколько муниципальных маршрутов — на них как раз чистые автобусы и вежливые водители. Но подавляющее большинство автобусов принадлежит частным предприятиям. Как правило, их водители борются за каждого пассажира, устраивают гонки, подрезают машины и вообще водят в большинстве своем небезопасно.

Контролеров, терминалов оплаты на поручнях и прочих благ цивилизации у нас нет.

Платить за проезд нужно непосредственно водителю при выходе из автобуса, из-за чего на популярных остановках часто создаются очереди: у одного терминал не принимает карту, у другого кончились на ней деньги — и он выворачивает карманы в поисках мелочи. Водители, разумеется, предпочитают оплату наличными, поэтому у них периодически «ломается» терминал. Спасибо, что хотя бы два с половиной года назад в транспорте появилась возможность оплаты картой. До этого уже даже в киоске с шаурмой можно было расплатиться картой — а на автобус, будь добр, отыщи наличку.

На некоторых муниципальных маршрутах используются списанные из Москвы электробусы, которые здесь стали удручающим зрелищем: терминалы оплаты на поручнях в них за ненадобностью перемотаны несколькими слоями скотча, табло, на котором должны быть написаны остановки, время, температура за бортом и прочая информация, отключено.

Работаю по графику 5/2. С утра езжу на электричке и метро, вечером — на метро и автобусе. В выходные, если еду в центр, использую автобус и метро. А если перемещаюсь в пределах района, езжу на автобусе. Если возможно пройти пешком, иду пешком. В среднем за месяц на транспорт трачу около 4000 Р.

Меня раздражают автобусы, которые идут от метро до дома. В них практически никогда нет кондукторов, валидаторы работают через раз, выход через переднюю дверь сквозь толпу. В одном автобусе еще и обманывают. У него длинный маршрут и оплата по зонам. Так водители навострились списывать проезд за две, а то и три зоны вместо одной — в 2021 году вместо 36 Р это было 72 или 108 Р. Проконтролировать это можно, только если на телефоне установлено приложение, показывающее баланс проездного. Но его надо успеть проверить до того, как автобус уехал: оплата производится при выходе через переднюю дверь.

Причем, если все-таки успеть уличить водителя, он будет орать, хамить и бросать эту мелочь в лицо. Однажды так и произошло: водитель не хотел возвращать мне разницу в цене, кричал на меня матом и оскорблял. Ни один человек в автобусе за меня не заступился, хотя на следующих остановках он так же обманул бы и их самих.

Я все-таки добилась от него возврата денег, а потом написала жалобу про систематический обман на этом маршруте в комитет по транспорту. Мне пришел официальный ответ, что на маршруте осуществлена проверка и с перевозчиком проведены разъяснительные беседы. Несколько месяцев я старалась не садиться в этот автобус, чтобы поберечь нервы. Потом стала снова им пользоваться, но больше меня не обманывали ни разу. Считаю, что жалобу написала не зря.

Архангельская область, Краснодар, Екатеринбург

Неудобное расписание и сбои в работе

Время от времени выбираюсь по своим делам в два ближайших города — Архангельск и Северодвинск. Своей машины у меня нет, чаще всего передвигаюсь на автобусе. Но если есть возможность, сажусь на пригородный поезд.

Если взять три города — Новодвинск, Архангельск и Северодвинск, — то в Новодвинске самый дешевый проезд на общественном транспорте, всего 16 Р. В Архангельске цена за проезд в два с небольшим раза выше — 34 Р, в Северодвинске поездка стоит еще дороже — 35 Р. На междугородних маршрутах из Новодвинска до Архангельска и обратно можно доехать за 95 Р, а из Архангельска в Северодвинск и обратно — за 136—161 Р в зависимости от того, едешь ты на автобусе или пригородном поезде. Пандемия на эту категорию трат нисколько не повлияла.

Новодвинск — город небольшой, поэтому я часто хожу пешком. В Архангельске и Северодвинске тоже могу пройтись до нужного мне места. Но если потребуется, воспользуюсь общественным транспортом.

Есть пара автобусных маршрутов, к работе которых у меня нет никаких вопросов. Все претензии у меня к тем, кто составлял расписание движения автобусов и пригородного поезда Архангельск — Северодвинск. На этих автобусах после восьми вечера в Северодвинск не уедешь. А поезд отправляется с понедельника по субботу два раза в день, в воскресенье вообще всего один раз. Часто приходится подстраиваться под расписание его движения.

Еще мне жаль и меня бесит, что в свое время в Архангельске отменили один очень удобный автобусный маршрут. Он был одним из самых длинных — если не самым длинным автобусным маршрутом во всем городе. И я очень надеюсь, что его вернут.

Эля
из Краснодара

В Краснодаре троллейбус и трамвай забиты в час пик настолько, что порой вместо того, чтобы зайти внутрь, можно просто остаться в дверях.

Маршрутное такси, на котором можно проехать по городу, ходит только до 20:00. Если не успел, готовься к путешествию и планируй пешее движение. Причем в маршрутках — пазиках или Газелях — как правило, стоит не очень приятный запах, а сидения уже не светлые и блестят. Можно пропустить не одну маршрутку, прежде чем зайдешь внутрь и найдешь место.

На машине приходится строить маршрут так, чтобы тратить меньше времени на пробки, которые с каждым разом вырастают. Ремонт автомобиля придется планировать каждый месяц, так как дороги в некоторых районах разбиты, с огромными ямами, торчащими арматурами и открытыми люками.

На поездки в транспорте у меня уходит от 30 до 600 Р. Но обычно на небольшие расстояния стараюсь ходить.

Каждый раз, как ударяют морозы, трамваи в Екатеринбурге как будто перестают существовать — или едут исключительно в депо. И если в центре это еще терпимо, то уехать из отдаленных районов становится практически невозможно.

Екатеринбург, Санкт-Петербург, Калининград

Нарушение личных границ, конфликты и воровство

В последние шесть лет транспортом пользуюсь один-два раза в месяц для рабочих поездок. Все нужные мне виды услуг и магазины расположены в шаговой доступности. Поэтому хожу везде, где могу дойти сама, — даже на саму работу и по работе. Так что экономлю не только свои, но и деньги предприятия. Покрываю недостаток физической активности такими «прогулками» — конечно, не в ущерб служебным обязанностям.

Считаю нормальным ходить, если до места нужно идти не более часа. Если больше или время позднее, еду на общественном транспорте. Правда, однажды я ходила по рабочим вопросам 18 километров в обе стороны. Время позволяло, погода была отличная, и я специально освободила эти часы для совмещения приятного с полезным.

Своей машины у меня нет, прав тоже. Такси не люблю, потому что, во-первых, это все-таки дороже трамвая, а во-вторых, я плохо вижу и мне сложно искать машину по номеру. При этом сужать круг поиска по марке машины для меня тоже не вариант: я отличаю только грузовые автомобили от легковых и еще знаю, как выглядит Запорожец. В общем, найти машину таксиста в темноте для меня будет настоящим квестом.

Из общественного транспорта предпочитаю трамваи. В детстве меня тошнило в автобусах из-за запаха топлива, а трамваи я считала чистыми. И еще мне нравится, как они дребезжат. Троллейбусы тоже люблю, но в них неудобные сиденья, и аварии на линии здесь почему-то случаются чаще. Маршруток всегда избегала из-за размеров — все друг у друга на головах — и неумения открывать в них двери, если они не автоматические. Сейчас по-прежнему предпочитаю трамваи и троллейбусы: они просторнее, в дневное время полупустые и у меня нет страха, что на меня накашляют и надышат.

Проезд в рабочее время мне оплачивает предприятие, по своим делам почти не езжу. Поездка стоит 32 Р по городу и чуть дороже между городами. Метро — 32 Р.

Если бы я ездила на работу на трамвае, то в год тратила бы 14 000 Р. А так за 2021 год я израсходовала на поездки всего 148 Р. Пандемия, конечно же, повлияла на эту категорию трат. Раньше я могла сесть в транспорт ради ускорения или в плохую погоду, а сейчас страх заразиться и возросшая вследствие этого степень мизантропии не дают мне так позорно избегать физической нагрузки.

Конечно же, общественный транспорт нужен. Это дешевле, чем такси, и народу в салон больше влезает. Мне не нравится в общественном транспорте только то, что в нем ездят очень разные люди. Они могут быть больны, неприятно пахнуть и просто нетрезвы и неадекватны. Еще в битком набитом общественном транспорте могут залезть в карман или сумку. У меня вот так однажды кошелек вытащили. К тому же из-за огромного количества машин в городе общественный транспорт часто стоит в пробках. Летом в жару это просто ужасно.

Однажды я столкнулась в транспорте с извращенцем. Поскольку я мечтательная и легко теряю контакт с реальностью в состоянии задумчивости, то абсолютно не ощущала того, что меня практически держат за задницу. Мне было очень стыдно, когда я доехала до остановки, очнулась от дум и обнаружила это.

Но случалось, что в транспорте меня удивляли: однажды мужчина просто взял и уступил мне место, хотя я была без тяжелых сумок и вполне себе еще молодая студентка. Было приятно.

Сейчас пользуюсь общественным транспортом пару раз в неделю, но до этого около 10 лет ездила на нем каждый день: в школу, к репетиторам, в университет и на работу в офис. Как-то так сложилось, что редко получалось передвигаться без пересадок. Сначала жила у родителей далеко от метро. Потом переехала и стала жить в пяти минутах от станции, но ее закрыли на годовой ремонт. А затем устроилась на работу — тоже не возле метро. Так что чаще всего я ездила на маршрутке, автобусе или трамвае до ближайшей станции и потом только спускалась в подземку.

Всю школу и универ пользовалась проездным с фиксированной платой не больше 1000 Р в месяц. Сколько уходило тогда на маршрутки — не считала. Стоили они от 35 до 45 Р, в день ездила в среднем два раза. Сейчас закидываю на «Подорожник» 1000 Р, этого хватает на месяц-два.

Почти все лето 2021 года по возможности ездила на электросамокате — это дороже, чем общественный транспорт, но мне безумно нравится. Выбирала не самые оживленные улицы, чтобы по минимуму мешать пешеходам, да и самой было страшно ехать между толпой и машинами.

Ненавижу маршрутки: водители почти всегда нарушают ПДД, начинают движение раньше, чем закрывают двери, разговаривают с кем-то по громкой связи и так далее. Раздражает этот балаган с передачей за проезд и «я же просил там остановить». В час пик маршрутка — это филиал ада на земле, и пассажиры там как будто становятся злее.

Хамства в общественном транспорте очень много, но меня оно обычно обходит стороной. В основном только видела, как ругались другие пассажиры между собой или с кондуктором и водителем.

Почему-то именно в центральных районах города встречались странные пассажиры. Например, один раз в троллейбус зашел мужчина, расстегнул ширинку и начал спокойно справлять малую нужду в уголок. Мы в этот момент переезжали через длинный мост Александра Невского, так что результат растекся по всему троллейбусу. Кондуктор начала орать на мужчину, толкать его к двери и на ближайшей остановке выкинула его на улицу. Я тоже вышла: вонь была страшная.

Из странного: ехала в одном автобусе с молодым человеком, который был в прямом смысле обмазан навозом с ног до головы. Сам он этого не отрицал, оправдывался тем, что работает на ферме, и пытался даже сесть. Ехать он собирался от одной конечной до другой. Судя по всему, его так и не высадили. Вообще, сотрудники общественного транспорта у нас бывают чересчур снисходительными, когда не надо.

Санкт-Петербург

Вечные пробки

Езжу в транспорте каждый день: добираюсь до учебы на автобусе, а потом на метро. Студенческий проездной стоит 1205 Р. Именно он основа экономии и причина, по которой я предпочитаю автобусы, а не маршрутки, где проездной не действует.

Моя основная претензия к городскому транспорту — это пробки. Автобусы стоят на дорогах, люди стоят в автобусах. Человеческие нервы ничего не стоят, видимо.

А еще запахи. Благо в метро вентиляция что надо, но в автобусах, особенно летом, это проблема. Зимой же, пока автобус не разгонится, внутри холодно. Зато потом становится жарко, салон нагревается, люди дышат, вентиляции нет — и ты стоишь, потеешь в своем пуховике.

Один раз за пять лет моей жизни в Питере я упал в автобусе. Он, как обычно, очень резко тронулся, а я в тот единственный раз не дотянулся до поручня и приземлился спиной на людей, те — на других, а третьи — уже на пол. Такое вот домино было.

Краснодар

Нарушение ПДД

До пандемии пользовался общественным транспортом каждый день: добирался до работы и домой, в магазины, в гости. Сейчас езжу один-два раза в неделю — в магазины или по делам. Машина у меня есть, но пользуюсь ею в основном для загородных поездок.

Проезд в транспорте сейчас стоит 30 Р, в маршрутках — 35 Р. Проездных нет, только льготные билеты. Раньше на поездки у меня уходило до 4000 Р в месяц в зависимости от интенсивности передвижения. Сейчас, конечно, трачу намного меньше — до 1000 Р.

Хожу, если есть тротуар и возможность по нему пройти, а также время на пешие прогулки. Это в среднем дает около 25% экономии в сравнении с максимальным использованием общественного транспорта на обычных маршрутах.

Еще лет 20 назад дедуля с козой мог спокойно войти в городской трамвай и поехать к ближайшей поляне для выпаса животины.

Но теперь Краснодар — город маршруток.

Ржавых, грязных, тесных, с хамами-водителями, которые ненавидят безнал и не следят за своим транспортом. Зато очень любят ездить как попало, нарушать ПДД, напихивать пассажиров, как шпроты, курить и бесконечно торчать в телефоне во время движения. Увы, за пределами «советских» районов альтернатива им — только такси или свой транспорт.

Чиновники, мягко говоря, не торопятся с этим что-то делать. Даже наоборот: количество муниципального транспорта в последние несколько лет сильно сократилось, это фатально сказывается на его работе. Уничтожается экологичный троллейбус: машины в плохом состоянии, закрывают целые ветки. Убрали все льготы при оплате по безналу и проездные билеты, а маршрутную сеть немного покромсали, что вынуждает делать пересадки. Довольно свежие муниципальные автобусы поломали, объявили неремонтопригодными и продали в другие регионы, где они почему-то ездят. На самой свежей муниципальной технике поставили нечитабельные электронные табло, которые теперь дублируют картонными табличками. Заменили озвучку остановок: новый информатор делает кучу ошибок при произношении и слышно его хуже.

Автобус может просто уехать в депо, оставляя тебя на остановке ждать следующего, — или опаздывать. Вместо работы по улучшению городского транспорта прорабатывают вопрос дать из местного бюджета миллиарды частникам на покупку новых пазиков.

Краснодар, Москва

Постоянная давка

Каждый день езжу на работу на трамвае. Поездка стоит 30 Р в одну сторону. Маршрутки уже повышают до 35 Р. Как показывает практика, за автобусами и маршрутками сразу подтягиваются все остальные.

Когда я была студенткой, покупала проездной. Как экономить сейчас на транспорте обычным гражданам — я не знаю.

Я всей душой ненавижу маршрутки, потому что в них нужно громко говорить: «Остановите на остановке». Сами остановки при этом не объявляют. А автобусы мне не нравятся, потому что они не останавливаются на каждой остановке. У меня проблемы со зрением, и я не вижу, какой номер подъезжает. Из-за того, что автобусы мне не подходят, приходится выбирать жилье рядом с трамвайными остановками. А в Краснодаре это обычно дорогие районы с хорошей инфраструктурой.

У трамваев есть свои минусы. Из-за перенаселения в любое время суток они практически забиты — по крайней мере, все сидячие места точно заняты. Такого не было всего пару лет назад — тогда было так плотно только в час пик. Мне повезло жить почти возле конечной. Если бы я садилась на одну остановку дальше, 100% ехала бы стоя.

Летом в трамваях вечные проблемы с кондиционерами: в салоне жарче, чем на улице. А в старых трамваях их вообще нет. Несмотря на то что в Краснодар завезли новые трамваи, на моем маршруте ездит всего один-два таких, все остальные старые. Не знаю, что за прикол, но новые трамваи ужасно громко скрипят, когда поворачивают. Зимой в них нормально, тепло, но есть особые сидячие места, на которые лучше не садиться, иначе сгорит попа. Немножко раздражают музыканты, которые ходят по вагонам, тут на любителя. А с введением масочного режима вместо масок в транспорте выдавали влажные салфетки.

Уже было много скандалов с водителями, которые отказываются принимать банковские карты. При этом у нас есть классные кондукторы — например, женщина 40—50 лет вся в татуировках. Есть просто очень вежливые, которые мило общаются и желают хорошего дня.

Если в городе дождь, нереально уехать на любом виде транспорта. Бывали моменты, когда приходилось идти несколько километров, потому что ничего не работало.

Со мной в транспорте обычно ничего не приключается. Могу вспомнить только случай, когда одна женщина, даже не старушка еще, попросила уступить ей место. На это я показала ей на свободное место, которое она благополучно проигнорировала. Ее ответ был убийственным: «Я там сидеть не хочу». Я из принципа не уступила, но услышала в свой адрес много интересного.

Неоспоримый плюс метро — гарантия прибытия в срок. Можно потерять максимум минут пять.

Но больше никаких плюсов нет. Толпы людей, которые толкаются, кашляют на тебя, плюхаются на соседнее сидение, места на котором хватает максимум на пятилетнего ребенка. Постоянно приходится перемещаться по вагону в поисках угла, где тебя не попытаются задавить.

На станциях, где выходит много народу, возле каждой двери обязательно найдется один-два человека, которым выходить не нужно. Но вместо того, чтобы отойти и пропустить всех, они заякориваются на месте и стараются удержаться, толкая всех и возмущаясь. И нужно успеть обойти такого человека и выйти, пока двери не закрылись.

Кстати, успеть до закрытия дверей — тоже задача нетривиальная. В новых поездах сделана красивая зеленая подсветка, которая должна включаться при открытии дверей, и красная, сигнализирующая пассажирам, что входить нельзя, нужно ждать следующий поезд. Но машинисты очень часто, видимо для простоты, сразу при открытии дверей включают красную подсветку, то есть как бы говорят всем, мол, да, так и быть, я вам открыл двери, но пользоваться ими все равно нельзя. А если людей много, еще и буркают в громкую связь: «Побыстрее производите посадку и высадку!» Интересно, как именно это, по их представлениям, должно ускорить процесс?

Выходишь из метро уже бесконечно уставшим от этой борьбы, а день только начинается.

Еще одно довольно распространенное явление на конечных станциях метро — люди, которые хотят сесть и готовы ради этого ждать. Они встают на платформе напротив раскрытых дверей поезда и растопыривают локти, чтобы никто не проскочил между ними и дверями следующего поезда, хотя этот еще и не думал уезжать. Порой подходишь к поезду, хочешь войти в полупустой вагон, в котором, кстати, даже есть еще сидячие места, — а тебя не пускают, потому что они уже ждут.

Одна такая растопыренная женщина, которую я уже на слегка повышенных тонах попросила дать мне пройти, снисходительно мне ответила: «Недавно в Москве, что ль? Не умеешь на метро ездить? Ничего, научишься».

Я-то в Москве всю жизнь. И езжу с раннего детства. Но привыкнуть к постоянному хамству со стороны окружающих так и не смогла. А именно это хамство — как со стороны сотрудников, так и со стороны пассажиров — квинтэссенция всего московского метрополитена.

Каждый день езжу на работу на метро. Но после занятий спортом и когда нет пробок предпочитаю такси.

19 500 Р сейчас стоит безлимитный проездной на год на метро, автобус, троллейбус и трамвай. Сравнивал с затратами без него — выходит немного дороже. Сейчас сделали так, что утерянную карту можно восстановить, поэтому совершать дорогую покупку больше не страшно. До сих пор пользовался квартальными проездными, теперь планирую покупку годового.

Во времена пробок общественный транспорт и особенно метро сильно экономит время. Но количество людей в вагонах зачастую характеризуется как давка. Кроме того, отдельные личности не знают, что не только автомобилей касается правостороннее движение. Так что основная проблема общественного транспорта — это общество.

Чем покрывают остановки?


Остановки общественного транспорта могут быть покрыты различными материалами в зависимости от условий эксплуатации и внешнего вида, который требуется достичь. Некоторые из наиболее распространенных материалов, используемых для покрытия остановок, включают:

  1. Шифер. Это материал, который состоит из слоев цемента и асбеста. Шифер часто используется для покрытия крыши остановки, так как он обладает высокой прочностью, защищает от погодных условий и может долго служить.

  2. Металл. Металлические конструкции обычно изготавливаются из стали или алюминия. Они также могут быть покрыты специальными красками, чтобы увеличить срок службы и защитить от коррозии.

  3. Стекло. Остановки с остеклением защищают от дождя, ветра и снега, а также от шума и загрязнений, которые могут поступать из окружающей среды.

  4. Пластик. Остановки из пластика являются легкими и прочными, защищают от погоды и предоставляют хорошую видимость. Пластик также обладает устойчивостью к воздействию ультрафиолетовых лучей, и может использоваться в зонах с высокой влажностью.

  5. Другие материалы. К оригинальным вариантам относятся, например, остановки, покрытые железной решеткой, деревом, текстилем и другими материалами.

В любом случае, выбор материала зависит от требований к прочности, долговечности, внешнему виду и другим факторам, которые могут быть специфичны для конкретного места и климатических условий.

Видео. СТРАШНЫЙ СОН ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА | MTA PROVINCE RP

Написано