И снова здравствуйте! Продолжим «мурыжить» нашу тему про автомобильный генератор, кому интересно
Начало истории доступно здесь, а на этот раз мы сосредоточимся на изучении выпрямителя напряжения (диодного моста или диодной подковы). Итак, как он функционирует и для какой цели применяется? Для обеспечения питания электроприборов в электрической системе автомобиля и для поддержания постоянного тока в обмотке возбуждения генератора во время работы двигателя требуется использование именно постоянного напряжения.
Принцип действия диодного моста генератора
Функцию преобразования переменного тока, индуктируемого в обмотке статора генератора, в электрический ток постоянного напряжения выполняет как раз выпрямительный блок (диодный мост).
Принцип его действия основан на свойстве диодов пропускать электрический ток только в одном направлении. Электрический ток попадает в диодный мост через крепящиеся к нему выводы обмоток статора. Он протекает через диоды в одном направлении. Но никак обратно. Поэтому ток получается постоянный (выпрямленный).
Схематично диоды выглядят так.
На рисунке видно, что диоды бывают как «плюсовые» так и «минусовые». А называются они так, потому что вроде бы во внешне одинаковых диодах электрический ток течет в разные стороны, но всегда от «от плюса к минусу», и никак обратно.
Общий вид на диодный мост.
Выпрямительный блок (диодный мост) состоит из двух алюминиевых теплоотводящих пластин, так называемых «плюсовой» и «минусовой» которые объединены в целую конструкцию через изоляционные втулки при помощи заклепок. Одна пластина (нижняя) соединена с «массой», через корпус генератора, другая (верхняя) с «плюсом», через выводы обмоток статора. Плюсовая пластина имеет три контакта для присоединения выводов обмоток статора и вывод через который подается напряжение к потребителям (вывод «30»).
В каждую из пластин впаяно по четыре диода, т.е. четыре положительных диода (Д104-20) и три отрицательных (Д104-20Х), рассчитанных на ток не более 20А. Положительные и отрицательные диоды объединены попарно. Помимо этого имеются три дополнительных диода (КД223А), рассчитанных на 2А. Они установлены на пластмассовом держателе, и питают обмотку возбуждения генератора через регулятор напряжения и щетки.
Эти три дополнительных диода отсекают ток АКБ в момент, когда двигатель не работает; отрицательные диоды взяты из основного (силового) мостика генератора.
Основные и дополнительные диоды объединены в общую шину, имеющую с одной стороны штекерный вывод (вывод 61 генератора) и вывод на регулятор напряжения с другой стороны.
Вот мы и подошли в плотную к самой диагностике диодного моста. При «прозвонке» диодов различают два типа повреждения диодов:
— Мы знаем, что электрический ток проходит через исправный диод только в одну сторону, а именно от «плюса к минусу», но если вдруг при проверке диода электрический ток проходит через диод в обоих направлениях, то такой тип повреждения диода называют «пробой диода».
— Если же электрический ток не проходит через диод в никаких направлениях вообще, то такой тип повреждения диода называют «обрыв диода».
Начнем с проверки проводимости силовых диодов диодного моста:
Переводим мультиметр в положение проверки диодов, такой значок диода на корпусе мультиметра и проверяем.
Всегда помним и не забываем, электрический ток движется «плюса к минусу», поэтому для проверки «отрицательных диодов» впресованных в нижнюю пластину диодного моста, мы «плюсовой» щуп мультиметра прикладываем к нижней пластине, а «минусовым» щупом проверяем показания на каждой из 4х соединительных пластин диодов (три из которых являются также местом крепления выводных клемм статора генератора). Показания должны укладываться в диапазон 400 — 700 Ом, и если щупы поменять местами, то мультиметр вообще ничего не должен показывать, на табло будет просто 1, т.е бесконечность. Из этого мы заключаем, что диоды исправны, показания находятся в диапазоне и электрический ток движется только в одну сторону, т.е «пробой диода» отсутствует.
Проверка силовых диодов на
Ну а для проверки проводимости «положительных» силовых диодов впресованных в верхнюю пластину диодного моста, мы «минусовой» щуп мультиметра прикладываем к верхней пластине, а «положительным» щупом проверяем показания на каждой из 4х соединительных пластин диодов. Далее также показания должны укладываться в диапазон 400 — 700 Ом, и если щупы поменять местами, то мультиметр вообще ничего не должен показывать, на табло будет просто 1, т.е бесконечность. Из этого мы заключаем, что и «положительные» диоды исправны, показания находятся в диапазоне и электрический ток движется только в одну сторону, т.е «пробой диода» отсутствует.
Ну и осталось проверить дополнительные диоды на проводимость и на «пробой».
Проверка дополнительных диодов
Для проверки дополнительных диодов мы также мультиметр оставляем в режиме проверки диодов и «минусовой» щуп прислоняем к общей шине дополнительных диодов, а «плюсовой» щуп поочередно прислоняем к трем соединительным пластинам диодов, так как дополнительных диодов только три, и одна из этих пластин такого диода не имеет. Показания должны укладываться в диапазон 400 — 700 Ом. Ну а для проверки диодов на пробой, достаточно поменять щупы мультиметра местами и мультиметр вообще ничего не должен показывать, на табло будет просто 1, т.е бесконечность. Из этого мы заключаем, что и «дополнительные» диоды исправны, показания находятся в диапазоне и электрический ток движется только в одну сторону, т.е «пробой диода» отсутствует.
Ну вот мы полностью проверили силовые и дополнительные диоды диодного моста. На «обрыв» диоды в данном случае проверять не нужно, так как присутствуют показания измерений проводимости диодов. На этом все. Продолжение следует. Всем пока.
Как проверить диодный мост на плате?
Для проверки диодного моста на плате можно использовать мультиметр. Диодный мост — это электронное устройство, состоящее из четырех диодов, которые соединены таким образом, чтобы позволять току протекать только в одном направлении.
Вот как можно проверить диодный мост на плате:
-
Отключите устройство от источника питания и удалите плату из корпуса, если это необходимо.
-
Установите мультиметр в режим проверки диодов. Для этого нужно повернуть переключатель мультиметра на значок диода (обычно обозначается знаком «диод» или «diode»). Если у вашего мультиметра нет такого режима, вы можете использовать режим проверки продолжительности, который также может использоваться для проверки диодного моста.
-
Подключите красный провод мультиметра к одному из выводов диодного моста и черный провод к другому выводу. Обратите внимание на полярность: если вы подключите мультиметр к диодному мосту неправильно, вы получите неверный результат.
-
Поверните плату на другую сторону и повторите операцию для другой пары выводов диодного моста.
-
Если диодный мост исправен, мультиметр должен показать напряжение в одном направлении, а в другом — ноль или близкое к нулю значение. Если мультиметр показывает напряжение в обоих направлениях, это может указывать на неисправность диода или диодов в мосте.
-
Повторите процедуру для оставшихся двух выводов диодного моста.
Если мультиметр показывает, что диодный мост неисправен, то его нужно заменить. Если вы не уверены в своих навыках ремонта электроники, лучше обратиться к специалисту.