Прежде чем начать физическое подключение магнитного пускателя, давайте вспомним некоторые полезные теоретические аспекты: контактор магнитного пускателя активируется через управляющий сигнал, который генерируется при нажатии на пусковую кнопку. Эта кнопка отправляет напряжение на катушку управления. Если подходит, то в новом контексте хочу обсудить «схему подключения магнитного пускателя 380 В».
Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC)
Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп» и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск», «Вперёд», «Назад».
Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 В, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 В, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя.
Виды магнитных пускателей
В зависимости от значения напряжения в исполнительной, управляющей цепи — на 220 В, 380 В; от вида цепей: однофазные, трехфазные; от подключаемой мощности: для управления двигателями малой мощности — 1-10 кВт, средней мощности — 10-100 кВт, крупными — 100-1000 кВт, мощными электродвигателями — более 1 МВт.
Выпускают несколько серий пускателей, каждая из них имеет свое предназначение, конструктивные особенности.
- Наиболее распространены пусковые устройства серий ПМЕ, ПМА, ПМЛ, ПМ, ПА.
- Во всех обозначениях буква «П» — «пускатель», «М» — «магнитный».
Изделия серии ПМЕ используют для управления двигателями малой мощности, серии ПА, ПАЕ — для запуска двигателей средней мощности, серии ПМА, ПМЛ — для работы в схемах управления асинхронными двигателями мощностью до 90 кВт.
Особенности конструкции пускателей
На фото магнитного пускателя в разобранном положении отчетливо видны самые крупные детали: корпус, магнитопровод, катушка, контакты, пружина возврата. Корпус разборный, разделен на две части, соединяющихся винтами.
- Выполнен из негорючего, тугоплавкого диэлектрического материала. Одна его часть — съемная литая крышка.
- Она разделена на три полости по количеству замыкаемых контактов.
Для уменьшения негативного влияния токов самоиндукции, возникающих при размыкании контактов, в конструкции магнитного пускателя предусмотрены ребристые гасители электрической дуги. Они расположены в каждой секции крышки.
Важная часть пускателя — магнитопровод. Он состоит из подвижной, неподвижной частей. Изготовлен из набора пластин электротехнической стали. Пластинчатое строение препятствует возникновению токов Фуко, уменьшает нагревание, но не мешает течению магнитного потока. Пластины имеют форму буквы «Ш».
Часть магнитопровода, находящаяся снизу, неподвижна, жестко закреплена в основании, верхняя часть двигается; на ней расположены подвижные контакты. Они бывают двух видов: нормально замкнутые, разомкнутые; при поступлении импульса разомкнутые контакты замыкаются, а замкнутые — разрывают цепь. Катушка установлена в пазах нижней части.
При включении напряжения на катушку магнитного пускателя якорь моментально притягивается к сердечнику, замыкая тем самым силовые контакты и вспомогательные, которые подают в систему управления сигнал о запуске или отключении устройства.
Электрические соединения нужно сверить со схемой.
Была ли Вам полезна данная статья? Три фазы подают на входы, обозначенные на плане, как L1, L2, L3. В это же время происходит расщепление нормально замкнутых контактов БК1 перед реверсной кнопкой.
Статья по теме: Энергоаудит зданий
Как работает пусковое устройство
В состоянии ожидания управляющая цепь обесточена, контакты пускового устройства удерживаются пружинами на небольшом расстоянии.
Принцип работы пускателя состоит в следующем.
- После нажатия пусковой кнопки через обмотку катушки протекает ток, вокруг нее возникает магнитное поле, усиленное магнитопроводом.
- Эта часть пускателя действует как электромагнит: Она притягивает подвижную часть сердечника вместе с контактами.
- При отпускании кнопки управляющая цепь не размыкается, электромагнит надежно удерживает контакты питающей цепи в замкнутом состоянии, двигатель работает.
При активации кнопки выключения размыкается цепь управления дросселя, намагниченность магнитопровода уменьшается, пружины размыкают контакты.
Запуск мотора с реверсным ходом
Для функционирования отдельного оборудование необходимо, чтобы двигатель мог вращаться как влево, так и вправо.
Схема подключения для такого варианта содержит два МП, кнопочный пост либо отдельные три клавиши — две стартовые «Вперед», «Назад» и «Стоп».
От к.з. силовую цепь защищают контакты нормально замкнутые КМ1.2, КМ2.2.
Подготовку схемы к работе осуществляют следующим образом:
- Включают АВ QF1.
- На силовые контакты МП КМ1, КМ2 поступают фазы А, В, С.
- Фаза, которая снабжает цепь управления (А) через SF1 (автомат защиты сигнальных цепей) и клавишу SB1 «Стоп» подается на контакт 3 (клавиши SB2, SB3), контакт 13НО (МП КМ1, КМ2).
Далее схема работает по алгоритму, зависящему от направления вращения мотора.
Управление реверсом двигателя
Вращение начинается при задействовании клавиши SB2. При этом фаза А через КМ2.2 подается на катушку МП КМ1. Начинается включение пускателя с замыканием нормально разомкнутых контактов и размыканием нормально замкнутых.
Замыкание КМ1.1 провоцирует самоподхват, а за смыканием контактов КМ1 следует подача фаз А, В, С на идентичные контакты обмоток двигателя и он начинает вращение.
Предпринятое действие разъединит цепь, на дроссель КМ1 перестанет подаваться управляющая фаза А, а сердечник с контактами, посредством возвратной пружины, восстановится в исходном положении.
Контакты разъединятся, на двигатель М прекратится подача напряжения. Схема будет пребывать в ждущем режиме.
Запускают ее путем нажатия на кнопку SB3. Фаза А через КМ1.2 поступит на КМ2, МП, сработает и через КМ2.1 окажется на самоподхвате.
Далее, МП посредством контактов КМ2 поменяет фазы местами. В результате двигатель М изменит направление вращения. В это время соединение КМ2.2, находящееся в цепи, питающей МП КМ1, рассоединится, не допуская включения КМ1 пока функционирует КМ2.
Работа силовой схемы
Ответственность за переключение фаз для перенаправления вращения двигателя возложена на силовую схему.
При срабатывании контактов МП КМ1 на первую обмотку поступает фаза А, на вторую обмотку — фаза В, а на третью — фаза С. При этом мотор вращается влево.
Когда срабатывает КМ2, передислоцируются фазы В и С. Первая попадает на третью обмотку, вторая — на вторую. Изменений по фазе А не происходит. Двигатель начнет вращаться вправо.
Выбор типа, схемы подключения магнитного пускателя зависит от свойств электроустановки, условий ее использования. Распространение получило подключение электрических устройств на трехфазное напряжение 380 В.
При этом на управляющий дроссель подают сигнал величиной 220 В. Исходя из условий, потребностей выбирают варианты подключения.
- В простейших вариантах подсоединения две кнопки: для включения —«Пуск», для остановки — «Стоп». Изготавливаются по отдельности со своими контактами каждая, в одном корпусе в виде кнопочного поста.
- Независимо от внешнего оформления кнопки имеют два контактных набора: на запуск, остановку. Внешний облик дополняет клемма заземления. Выводы обмотки обозначают A1, A2, входящие клеммы — L1-L3, выходящие, к которым присоединяется электроустановка, — T1-T3.
- Управляющее напряжение величиной 220 вольт поступает на выводы A1, A2. Не имеет значения, к какому из выводов присоединен нулевой, фазный провод. Чтобы контакты устройства не находились под напряжением все время, в быту к ним присоединяют вилку.
- Питание подается от розетки. Возможно подключение управляющей цепи через часовое реле, контроллеры температуры, уровня светового потока.
Чтобы управляющая цепь не размыкалась после возврата кнопки запуска в начальное состояние, в схеме применяют само подхват.
Он реализован с использованием вспомогательных выводов (обозначены числами 13, 14), подключен параллельно цепи пусковой кнопки. Отключение происходит активацией кнопки остановки, от сигнала теплового датчика, снижении, отсутствии напряжения во внешней линии.
Техника безопасности
Для поддержания режима безопасной эксплуатации необходима регулярная проверка пускателей. Основные правила:
- работы с установками под напряжением выполняют с применением специальных защитных средств;
- отключаемые участки обозначают, предотвращают случайное подсоединение источника питания (снимают предохранители, обеспечивают наблюдение, вывешивают предупредительные плакаты);
- проверяют отсутствие напряжения;
- используют заземление.
Представленная информация поможет выбрать и применить электромагнитный пускатель без ошибок. На стадии подготовки проекта рекомендуется уточнить целевое назначение схемы и условия эксплуатации. Для решения сложных задач серийное изделие дополняют средствами индикации, другими внешними функциональными компонентами.
Подсоединение реверсивного электродвигателя
В некоторых электрических установках используется возможность вращения вала двигателя в противоположные стороны — реверс. В трехфазном двигателе для изменения направления вращательного движения достаточно поменять местами два фазных провода.
В схеме такого подключения используются два одинаковые пускатели, кнопочный узел. В нем располагаются три кнопки: «Вперед» («Вверх), «Назад» («Вниз»), «Стоп».
- Адин из фазных проводов подсоединяют напрямую, а два других — через тепловые реле. Их использование повышает уровень защиты двигателя от перегрева.
- В различных моделях пусковых устройств используют катушки на 220, 380 В.
- На один из выводов дросселя на 220 вольт подают нулевой провод от щита, на другой — любой фазный провод. К выводам дросселя под напряжение 380 вольт присоединяют два любых фазных провода.
Чтобы исключить возможность одновременной подачи двух взаимоисключающих сигналов, в схему добавляют блокировку. Провод от пусковой кнопки с выбором вектора движения («Вправо», «Влево») подают на дроссель не напрямую, а через соединенные пластины контактов другого пускового устройства.
Не все модели пусковых устройств имеют постоянно замкнутые контактные пластины. Для реализации реверсного варианта подсоединения используют дополнительный блок — контактную приставку.
Она удерживается на корпусе специальными держателями, ее группы контактов действуют аналогично контактам основного пускателя.
Общие технические характеристики и описание кнопочного поста
Возвращаясь к фото кнопочного поста стоит отметить на достаточно массивный его корпус. Согласно ГОСТ «правильные» кнопочные посты изготавливаются не из пластмассы, а специального материала под названием карболит.
Карболит это синтетический диэлектрик вид литых технических фенопластов. Обладает высокой прочностью и высокой электрической изоляцией. Благодаря этому получил широкое распространение в электрической промышленности. Если с кнопочными постами приходится иметь дело только специалистам, то электрические счётчики с корпусами из карболита видели все.
Для информации, к диэлектрикам синтетического происхождения относят не только карболит, но и гетинакс и текстолит.
Возвращаясь к кнопочным постам, благодаря корпусу из карболита, пост может работать в электрических цепях переменного тока напряжением до 600-690 Вольт, постоянного тока до 440 Вольт.
Фото схемы подключения магнитного пускателя
Что входит в состав магнитного пускателя?
Магнитный пускатель — это электромеханическое устройство, используемое для управления электрическими моторами, а также другими устройствами, требующими пуска и остановки. Состав магнитного пускателя может немного различаться в зависимости от его конструкции и назначения, но обычно он включает в себя следующие основные компоненты:
-
Электромагниты: Магнитные пускатели обычно имеют один или несколько электромагнитов. Электромагниты создают магнитное поле, которое приводит в движение механизмы пускателя.
-
Контакторы: Контакторы — это коммутационные устройства, которые управляют электрическим током, переключая его между различными контактами. Они могут иметь катушку, подключенную к электромагниту, и контакты, которые открываются или закрываются при активации магнита.
-
Тепловое реле: Некоторые магнитные пускатели могут быть оснащены тепловым реле, которое служит для защиты мотора от перегрева. Тепловое реле реагирует на уровень тока и температуры и может прекращать подачу питания мотору в случае определенных аварийных ситуаций.
-
Механизмы управления: Магнитные пускатели могут иметь кнопки, переключатели и другие элементы управления, которые позволяют оператору включать, выключать и контролировать работу моторов.
-
Защитные кожухи и корпуса: Для обеспечения безопасности и защиты от пыли и влаги магнитные пускатели могут быть оборудованы кожухами и корпусами.
-
Схемы управления: Комплексные магнитные пускатели могут включать в себя схемы управления, которые определяют последовательность действий при пуске и остановке мотора.
-
Сигнальные элементы: Некоторые магнитные пускатели могут быть оснащены сигнальными элементами, такими как индикаторы состояния или звуковые сигналы, для обозначения работы пускателя.
Состав и конфигурация магнитного пускателя могут различаться в зависимости от его спецификаций, но вышеуказанные компоненты представляют основные элементы, которые часто присутствуют в таких устройствах.