Смотровая яма в гараже — оптимальные размеры для легкового автомобиля, необходимость и требования, иллюстрированный обзор

Высокая цена автосервисных услуг заставляет многих автовладельцев браться за ремонт своих автомобилей самостоятельно. Разумеется, для этого необходимо оборудовать соответствующее место в гараже — и ключевую роль в этой инфраструктуре играет смотровая яма. Если актуально, то в новом контексте можно использовать «смотровую яму».

Что собой представляет смотровая яма?

Это углубление в основании гаражного строения. Оно позволяет беспрепятственно проводить ремонтные работы и текущее обслуживание. Даже частный автомобилист сможет осматривать днище транспортного средства в профилактических целях, что позволяет своевременно предотвратить серьезную поломку. Удобство смотровой ямы обусловлено не только наличием достаточного количества света, но и возможностью полного обзора узлов, которое обеспечивается правильным выбором размеров данного углубления в полу гаража. Существует определенный государственный установленный стандарт, следование которому позволяет избежать ошибок при обустройстве смотровой ямы. Если следовать ГОСТу, механик сможет стоять в полный рост, проводить доскональный осмотр и спокойно дотягиваться до требуемых узлов. К важным параметрам относится не только глубина и ширина, но и длина. Слишком короткая смотровая яма не позволяет провести полную проверку днища машины, что в значительной степени усложняет любые ремонтные и сервисные работы.

Размеры по гост ямы смотровой

Подготовка к строительству ямы в гараже из кирпича

Обычно котлован для смотровой ямы делают до начала возведения стен. Это избавит от ограничений и позволит вывезти изъятый грунт вместе с грунтом от выкопанной траншеи под фундамент гаража. Котлован можно сделать и после окончания строительства гаража и его перекрытия, но обязательно до бетонирования пола. При выборе месторасположения ямы необходимо:

  • Иметь данные о залегании грунтовых вод, чтобы сооружение не затапливалось и не стало бесполезным.
  • Отступить от въездных ворот 1—1,5 м для прохода при поставленном автомобиле.
  • Рассчитать расстояние до боковых стен или стационарных верстаков и стеллажей с возможностью свободного открытия дверей машины.



Существующие стандарты и нормы

Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.

Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности. В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным. Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.

Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.



Технология обустройства в 13 шагах

Шаг 1. Наносим разметку на пол. Делается это обычным мелом — выбираем место аккурат посередине помещения.

Шаг 2. Раздолбите бетон и срежьте всю арматуру по периметру.

Шаг 3. Удалите из проема грунт. Можно воспользоваться для этого лопатами.

Шаг 4. Выровняйте дно образованного котлована лопатами, аналогично — и со стенками.

Шаг 5. Оформите вентиляцию — без нее можно обойтись, но с ней воздух в смотровой яме и в гараже в целом будет заметно чище и приятнее. О вентиляция в гараже в целом — читайте здесь.

Это делается с помощью пластиковой трубы с диаметром не менее 10 см. Для этого нужно выкопать горизонтальную траншею и вывести ее через стену. Уже в траншее размещайте трубу таким образом, чтобы нижний ее конец находился у самого дна.

Шаг 6. Засыпьте в яму песок с расчетом на слой толщиной до 20 см. Поливая водой, утрамбуйте до нужной формы, а затем поверх уложите 10-сантиметровый слой щебня. Лучше использовать щебень с мелкими и средними фракциями.

Шаг 7. Выберите нужный гидроизолятор и зафиксируйте его на стенках и полу смотровой ямы. Идеально подходит материал рулонного типа: дешевле всего — рубероид, если бюджет посолиднее, то можно воспользоваться гидроизолирующей мембраной или пленкой.

Обратите внимание: полосы гидроизолятора укладываются нахлестом до 10 см, а после стыки закрепляются мастикой на основе битума либо специальными лентами. Также следует вывести гидроизолятор наружу и прижать концы каким-нибудь грузом при монтаже, чтобы избежать смещения.

Шаг 8. Выполняйте заливку дна стяжкой. Ориентировочная толщина слоя — 5-7 см.

Шаг 9. Стенки выполняются из блоков либо кирпичей.

В случае, если решили работать с блоками/кирпичами, то укладку ведите со смещением на половину. Отлично подходит для фиксации кладочный раствор из цемента и песка.

Есть и второй вариант — создание монолитной конструкции из бетона. Для этого необходимо из досок либо фанеры (см. материалы) подготовить опалубку. Она может быть одно и двухслойной. Обычно двухслойную оформляют в тех случаях, когда приходится иметь дело с непрочным песчаным грунтом.

Усилит конструкцию армирующий каркас, размещенный аккурат посередине. Части каркаса можно скрепляются между собой арматурным прутом.

Шаг 10. Заливаем бетон. Используйте весь его массив, лучше всего заливку производить в течение дня через каждые 4 часа.

Шаг 11. Через неделю снимайте опалубку, но пользоваться ямой еще нельзя — она окончательно затвердеет только примерно через 30 дней.

Шаг 12. Займитесь финишной отделкой. Можно:

  • покрасить;
  • облицевать керамической плиткой;
  • оштукатурить.

Шаг 13. Последний штрих — создание ограничительной конструкции по периметру. Для этого можно использовать уголок из стали. Однако зачастую этот этап многими владельцами гаражей благополучно пропускается. Но если вы хотите сделать все эстетично и красиво, то действуйте!



Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?

Углубление, как уже упоминалось ранее, делается в основании гаража. Следовательно, обязательно необходимо знать уровень пролегания грунтовых вод. Иначе оно постоянно будет влажным или затопленным. Проводить какие-либо работы в подобных условиях нельзя, поскольку это несет в себе угрозу жизни. Оптимальная глубина залегания составляет два с половиной метра ниже уровня земли. Если она выше этого показателя, обустройство ямы запрещено. Защита конструкции не позволит устранить данный недостаток. Влага будет скапливаться постоянно, а автомобиль в подобных условиях начнет подвергаться коррозийным процессам. В подобных ситуация яму делают эстакадной и располагают на улице, но неподалеку от самого гаража. Это актуально как для конструкций, используемых на предприятиях, так и для частных сооружений. Если пренебречь данной рекомендацией, узлы машины будут ржаветь.

Смотровая яма



Разбор гаражного пола и земляные работы

Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.

Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.

Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.

постройка ямы

Размеры конструкции

Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:

  1. Длину выбирают такой, чтобы можно было спокойно спускаться вниз и осматривать все днище. Иными словами, должен оставаться «зазор» для беспрепятственного поднятия/спуска в углубление даже тогда, когда сверху стоит машина. Чтобы добиться этого, яму делают длиннее автомобиля как минимум на один метр.
  2. Глубину конструкции делают на 10 сантиметров больше человеческого роста. Здесь учитывают либо средний, либо индивидуальный показатель. Все зависит от того, где обустраивают смотровую яму. Она должна быть такой, чтобы не приходилось пригибаться или, наоборот, тянуться вверх.
  3. Ширину рассчитывают по параметрам транспортного средства — размер колесной пары. Его замеряют или делают приближенным к классу и типу машин, которые планируется осматривать/ремонтировать. Это обусловлено тем, что в будущем автомобиль может меняться. Кроме того, на сервисных станциях обслуживают десятки различных марок машин.

Данные параметры напрямую зависят от целей использования смотровой ямы и того, какие машины планируется обслуживать — легковые и/или грузовые.

Самостоятельное обустройство

Перед началом работ необходимо составить чертеж конструкции. При этом учитываем, что замеры были произведены чистовые, только объем внутреннего пространства. Поэтому копать яму необходимо будет с учетом стяжки и толщины стен.

Порядок работ:

  • Разметка котлована;
  • Копательные работы;
  • Установка вентиляции;
  • Оборудование гидроизоляции;
  • Обустройство пола;
  • Укладка стен.

Разметка пола делается просто. По необходимым параметрам намечается прямоугольник, и переходят к разрытию котлована. Если решили сделать вентиляцию, которая будет проводиться через стену, необходимо вырыть траншею для трубы.

Вытяжку ямы можно вывести на одну из сторон или на противоположные. Трубы располагают на крыше или под стеной гаража.

Приточная труба должна находиться над поверхностью на расстоянии полметра, вытяжная на 2,5 метра. Для вентиляции используют пластиковые трубы диаметром 100 мм.

Дно выкопанного котлована необходимо утрамбовать и сделать специальную подушку: грунт, щебень, песок, гравий. Каждый слой должен составлять не менее 50 мм и быть хорошо уплотнен. Стены и дно застилают гидроизоляцией, используя полиэтилен, рубероид, мембрану. Материал накладывают на края ямы и закрепляют тяжелыми предметами.

Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания

Смотровая яма в частном гараже может иметь размеры под индивидуальные нужды автовладельца. На СТО подобное просто не позволит выполнять поставленные перед предприятием, работающим на коммерческой основе, цели. Чтобы обслуживать и ремонтировать различные марки автомобилей, на станциях оборудуют универсальный смотровые ямы, оптимальные размеры которых следующие;

  • 100 см в ширину;
  • 550 см в длину;
  • 180 см в высоту.

Показатели глубины на СТО считаются не до уровня поверхности пола. Высота определяется до колес автомобиля, когда он находится на смотровой яме. Это обязательно учитывается при обустройстве углубления. Такая особенность обусловлена тем, что рабочая поверхность на станциях технического обслуживания не всегда находится на одной плоскости с основанием.

Вариант для ремонта автомобиля

Существуют различные варианты смотровых ям. Можно встретить сидячие, стоячие, совмещенные с погребом. В первом случае работы проводят стоя. Во втором – передвигаются с помощью сиденья, оснащенного роликами и бегающего по направляющим. Это экономит затраты на обустройство стен.

Перед выполнением работ необходимо учесть следующие особенности:

  1. Устройство гидроизоляции – обязательный момент конструкции, влияющий на все помещение. Отказавшись от него существует вероятность превратить сухой и теплый гараж во влажное помещение. При этом машина, стоящая над ямой будет отсыревать и покрываться коррозией.
  2. Установка силового контура по периметру конструкции. Арматура или стольная рама удерживает стены траншеи, препятствуя разрушению при статистическом давлении.
  3. Дополнительные укрепления устанавливают в районе колес.
  4. Для удобства работ в конструкции делают специальные ниши. Стандартные размеры 300 х 200 х 450, соответственно высота, глубина, длинна.
  5. Конструкция должна быть снабжена вентиляцией, для устранения скоплений паров масел и бензина.
  6. Внимание стоит обратить на освещение. Питание должно не превышать 36 вольт. При сильном напряжении существует риск возгорания.
  7. Крышка для конструкции, изготавливается из дерева и служит для обеспечения безопасности.

Обычно такие ямы слегка смещают к одной стене, оставляя другую для складирования автозапчастей и инструмента.

Габариты при обслуживании грузовых автомобилей

Отличаются большими размерами. Проектирование смотровой ямы в данном случае значительно затрудняется. Проблема заключается в том, что у грузовых транспортных средств данной категории расстояние между колесами у различных моделей значительно отличается. Таким образом, здесь требуется применение уже иного подхода. Яму обустраивает по эталонному образцу. В качестве примеру берется имеющаяся в автопарке грузовая машина. Из полученного показателя отнимают 30-40 см. Такой подход не всегда оправдан и для некоторых моделей осмотр/ремонт становится затруднителен. Лучше делать универсальное углубление с усредненными показателями, то есть шириной в 100 см. Такая яма позволяет осматривать модели с базой и в 80, и в 120 см.

Строительство домов

27 votes

+

Голос за!

Голос против!

Многие владельцы гаражей стараются обустраивать их с максимальной функциональностью. Это не просто место, где хранится автомобиль, в них делают погреба, складируют вещи, кто-то даже обустраивает жилое помещение. А для автолюбителей, кто предпочитает самостоятельно обслуживать свою машину, в гараже необходима смотровая яма. Именно о том, как ее правильно сделать, и пойдет речь в статье.

  • Еще немного в пользу смотровой ямы
  • Прежде чем задаваться вопросом, как сделать смотровую яму в гараже, стоит задуматься над тем, а нужно ли это делать вообще? И если лет 20 назад вопрос этот даже не вставал (яма считалась однозначным преимуществом), то с развитием сети СТО появилась категория автовладельцев, которые утверждают, что не видят смысла в смотровой яме. Зачем тратить силы и время на самостоятельный техосмотр и ремонт автомобиля, если это могут сделать в специализированном сервисе, быстро и качественно?
  • Вторым аргументом против ямы называют влажные испарения, которые так или иначе будут из нее подниматься, образуя на поверхности автомобиля конденсат и тем самым подвергая его днище коррозии.
  • Естественно, очень многие с подобными утверждениями согласятся, тем более, что доля истины в них, конечно же, есть. Но в опровержение тоже можно привести достаточное количество вполне обоснованных фактов.

Преимущества смотровой ямы в гараже

  • Сначала об экономической стороне вопроса. Разумеется, это прекрасно, когда можно отдать свою машину в проверенные, профессиональные руки и получить обратно через короткое время, полностью готовую к дальнейшей эксплуатации. И еще лучше, когда счет за такое быстрое и качественное обслуживание не будет бить по карману.
  • Но к сожалению, в такое непростое время, как сейчас, рассчитывать, что деньги на ремонт машины найдутся в любом случае, достаточно легкомысленно. Поэтому рекомендуется обзавестись смотровой ямой, если имеется такая возможность. Это своеобразная гарантия того, что элементарный техосмотр своему автомобилю, в случае необходимости, вполне можно провести самостоятельно, причем в достаточно комфортных условиях.
  • Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все, у кого есть дорогой автомобиль и средства на его содержание, брезгуют заглянуть под кузов самостоятельно. Для многих автовладельцев это даже удовольствие и своего рода хобби.

  • По поводу влажных испарений, то это умозаключение скорее можно отнести к преувеличениям. Хотя, конечно, эта проблема существует, особенно в отапливаемых гаражах. Но плотно прилегающая крышка над ямой проблему эту решит практически на 100%. К тому же автомобиль явно не будет стоять на одном месте в гараже на протяжении нескольких лет (в этом случае, конечно, коррозии не избежать), а влажная погода на улице портит днище ничуть не хуже сырости в помещении.
  • Конечно, идеальный вариант – когда площадь гаража позволяет автомобилю периодически стоять на другом месте.

Когда обустройство смотровой ямы в гараже невозможно

Разумеется, далеко не каждый гараж можно оборудовать смотровой ямой. И зависит эта возможность, в первую очередь, от уровня залегания грунтовых вод. Если он выше 2 метров, то яма будет нецелесообразна, так как будет наполняться водой. Даже при достаточно критических показателях, эту проблему можно разрешить, сделав правильную дренажную систему гаража и хорошую гидроизоляцию самой ямы.

  • Дренаж — очень тонкий вопрос, поэтому заниматься им должны только знающие люди на стадии строительства гаража. Если пытаться воссоздать эту систему в уже существующей постройке, то это выльется в очень хлопотный, дорогостоящий и главное не всегда эффективный процесс.
  • Так что, если показатель уровня грунтовых вод под уже существующим гаражом подсказывает, что от устройства смотровой ямы лучше отказаться, то к этой подсказке стоит прислушаться. В крайнем случае можно попытаться оборудовать «лежачую» яму, как небольшую альтернативу полноценной.
  • Проверить уровень залегания грунтовых вод можно, пригласив соответствующих специалистов. Если нет желания затрачиваться на их услуги, то допускается осуществить проверку самостоятельно, правда займет это гораздо больше времени. Все очень просто: выкопав котлован под яму, не стоит сразу же его бетонировать, а дождавшись сезона паводка либо же просто сильного дождя, оценить его последствия.

Смотровая яма размеры

На самом деле такое, на первый взгляд простое устройство как смотровая яма, имеет достаточно много вариантов, помимо стандартного. Например:

  • совмещенная с подвалом (погребом);
  • узкая, когда для ее эксплуатации часто используется обычная приставная лестница;
  • уже упомянутая выше, лежачая.

И каждая из таких ям имеет множество подвидов. Габариты полноценной смотровой ямы в гараже тоже могут варьироваться. Все зависит от того, человек с какими параметрами будет пользоваться ею и габариты какого автомобиля будут над ней размещаться. Если пользователей и автомобилей может быть много, то тогда стоит исходить из таких расчетов:

  • ширина не менее 80 см, оптимально 1 метр;
  • глубина 1, 80 – 2 метра. Это самый сложный показатель, зависящий от роста человека. Самый оптимальный вариант, когда глубина ямы превышает рост на 10-15 см;
  • длина как правило, 2 метра.

Начиная работы по планированию ямы, надо учитывать, что данные показатели, это только ориентир для котлована. На практике, выкапывать его нужно делая припуски 40-50 см на длину и ширину, и 20-25 см на глубину. Если в планах стоит утепление стен, то габариты котлована придется увеличить еще и на ширину утеплителя (как правило, это 50 мм).

Как сделать смотровую яму в гараже

Обустройство пола в смотровой яме

  • После того как котлован с необходимыми параметрами вырыт, необходимо заняться полом будущей ямы. Грамотный и тщательный подход к этому строительному этапу гарантия того, что проблем с сыростью удастся избежать. В частности, с самого начала стоит помнить о том, что смотровой яме очень нужна вентиляция. Для этого в полу нужно оставить отверстие, через которое под землю, а затем на ее поверхность (на 20 см) вывести специальный гибкий шланг – воздуховод. Обязательно надо сделать на него крышку.
  • Сначала подготавливают «подушку» под бетон. Она представляет собой два слоя, состоящие из 10 см гравия и 5 см песка, каждый из которых надо тщательно выровнять и утрамбовать.
  • Затем поверхность смазывают глиной и размещают слой гидроизоляции (о том, какой материал выбрать будет сказано далее).
  • Следующий этап – укладка арматуры и непосредственно бетонирование.
  • После высыхания бетона, необходимо уложить еще один слой гидроизоляции и только после этого приступать к финишной отделке, либо же готовить основание под утеплитель.
  • Но кто-то предпочитает идти более легким путем и пол в смотровой яме выкладывает из кирпича. Но это рационально только в том случае, если грунтовые воды располагаются очень глубоко, так как сделать качественную гидроизоляцию не получится.

Материалы для гидроизоляции смотровой ямы

Гидроизоляционных материалов на рынке сейчас представлено очень много, каждый из них в разной мере обладает теми или иными качествами. Но какой выбрать именно для смотровой ямы? С одной стороны, материал должен эффективно справляться со своими функциями, ведь, как уже говорилось, яма несет на себе очень сильную нагрузку в плане переизбытка влажности, с другой – он должен находиться в доступном ценовом сегменте.

Руководствуясь этими соображениями, из всего многообразия материалов можно выделить следующие:

  • мембраны из полимера, однослойные (от 1,5 до 2,00 мм) и двухслойные (максимально 3,10 мм). Очень долговечный и стойкий материал. Но одновременно и самый дорогостоящий. Вернее дорогой является не сама мембрана, а работа по его установке, которая требует определенных навыков и инструментов;

  • битум, точнее битумные материалы (рубероид, например) и битумная смазка. В противовес полимерам, эти материалы являются самыми недорогими и простыми в установке, но при этом и максимальный срок их службы не превышает 20 лет. Провести ими гидроизоляцию самостоятельно вполне реально. Материал продается в рулонах, его можно нарезать под нужный размер и клеить с нахлестом в 15 см. Стыки склеивают либо путем нагревания, либо при помощи битумного растворителя;
  • гидроизолирующая смазка. Может стать альтернативным вариантам двум вышеперечисленным способам. Это современный, относительно недорогой, и, главное – легкий в нанесении материал. Главное – наносить смазку на влажную поверхность, тогда она полностью пропитает бетон и будет прекрасно оберегать от переизбытка влаги.

Чем утеплить смотровую яму

  • Утепление смотровой ямы делается достаточно редко. И, надо отметить, зря. Если есть время и материальная возможность, эту процедуру стоит осуществить, особенно если весь гараж отапливается. Это поможет минимизировать расходы на обогрев, которые повышаются от резкого перепада температур.
  • Утеплитель клеится непосредственно на бетон или кирпич, затем уже стены и пол можно подвергать финишной отделке.
  • И, если для гидроизоляции в выборе того или иного материала можно засомневаться, то в качестве утеплителя все профессиональные строители назовут один оптимальный вариант – пенополистирол. Надо только учитывать его маркировку, на пол класть ПСБ-С-35, на стены — ПСБ-С-25.

Возведение стен смотровой ямы

Здесь существует два популярных решения — бетонирование и кирпичная кладка. При желании оба варианта можно подвергнуть декоративной отделке, оштукатурить, уложить плитку или стекловолокно.

Подготовительные работы под бетон и кирпич обязательны и выглядят одинаково. Стены следует покрыть слоем глины, на него уложить плотную пленку, затем установить опалубку толщиной 10-15 см.

На этом этапе необходимо предусмотреть два важных момента:

  • страховочную рейку, функция которой предотвратить возможное попадание колеса автомобиля в яму. Также она будет препятствовать попаданию влаги с колес в яму. Представляет собой планку в форме буквы «Т» из металла, которая крепится к опалубке вровень с полом и выступает в роли опоры для крышки ямы;
  • выступы и ниши в стене, которые будут служить полками для инструментов и прочих нужных вещей. То, насколько это удобно оценится при первой же эксплуатации ямы по назначению.

Освещение в смотровой яме

Даже те, кто единодушны в том, что смотровая яма в гараже вещь очень нужная, находят повод для споров, самый яркий из которых вопрос освещения. Нужно ли оно в смотровой яме?

  • Очень многие утверждают, что вполне можно обойтись переноской или пользоваться лампой с мощным аккумулятором. Но, исходя соображений об уровне комфортности, при обустройстве ямы об ее внутреннем освещении стоит все-таки задуматься.
  • Правда, здесь обязательно нужно учесть нормы СНиПа, которые гласят, что напряжение в розетке внутри смотровой ямы не должно превышать 36 В. Под такое напряжение существуют и специальные лампы. А вот стандартные 220 В категорически противопоказаны, т.к. могут нести угрозу для жизни.

Крышка смотровой ямы

Завершающий, но тоже очень важный этап. Как правило, для крышки используют древесину толщиной 50 мм, хотя вполне может хватить и 35 мм, т.к. больших нагрузок доски все равно испытывать не будут, зато поднимать их будет немного легче.

Крышки на яму, кроме стандартных откидных, могут быть нескольких типов, которые зависят от того, чем поверхность ямы окантована:

  • если это металлический уголок, то крышка может быть изготовлена из нескольких (3-4) щитов, в нижней части которых на полосках металла крепятся маленькие ролики. Они и помогают щитам сдвигаться. Каждый щит, в свою очередь, состоит из деревянных планок, шириной 30-35 мм;
  • если по контуру ямы прикреплены два уголка, сваренные между собой, то крышка может быть изготовлена из двух больших щитов, расположенных на разных уровнях. На подвижный щит нужно установить ролики, а по краю планок ограничители. Это позволяет с легкостью открыть только половину ямы, сдвинув один щит;
  • крышка, открывающаяся по принципу роллет, изготовляется следующим образом. Берутся доски толщиной 35-40 мм и длиной, соответствующей ширине ямы. На каждой доске, в обоих концах делаются пазы, в которые продевается трос из металла. Между планкой и тросом монтируются пружины, это поспособствует мобильности конструкции. Трос закрепляется на последней доске, а на противоположной, с другого конца, ставится ручка. Стоит немного за нее потянуть и можно открыть яму на любой размер. Такая крышка очень удобна, но требует обработки гидроизоляционной пропиткой, иначе она будет недолговечна.

Еще немного в пользу смотровой ямы

  • Из всего вышесказанного становится понятно, что создание смотровой ямы своими руками – это дополнительные затраты как в готовом гараже, так и при его строительстве.
  • Но, подсчитывая убытки, стоит учесть, что такая опция, как смотровая яма в разы повышает стоимость строения в целом, в случае, если его нужно будет продать. К тому же в инженерной документации яму можно не упоминать.

Смотровая яма видео

  • О выгоде самостоятельно проведенного ремонта автомобиля говорилось выше, но ведь можно шагнуть и дальше, организовав в гараже небольшое СТО. Некоторые, продлевая яму в подвал, устаивают в последнем полноценную мастерскую, что, кроме финансовой прибыли, существенно экономит место в гараже. Вход в такой подвал можно сделать как из смотровой ямы, так и сбоку, тогда стоящая в гараже машина не будет помехой для любых передвижений.

Смотровая яма для частного гаража

Оборудовать углубление под авто определенной марки — не лучший вариант, поскольку машину рано или поздно поменяют, а, следовательно, изменятся и параметры. Чтобы можно было отремонтировать/осмотреть любое легковое транспортное средство, яму делают шириной в 75-80 см. Длина не ограничивается «плюс» одним метром к габаритам машины. Размер может быть больше. Если есть возможность, оборудуют спуск с лестницей. Глубину не следует делать универсальной. Лучше измерить свой рост и прибавить сантиметров 15-25.

Подготовка материала и инструмента

При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:

прокладка арматуры

  • тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
  • бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
  • кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
  • полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
  • металлическим уголком для наружной окантовки;
  • арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
  • цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.

Из инструмента потребуется:

  • строительный уровень, для выполнения каменных работ;
  • бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
  • болгарка;
  • столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.

Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.

выкладка кирпича

Проведение гидроизоляции ямы

Если яма с водой в гараже находится в труднодоступном месте и отсутствует возможность провести дренаж или установить автоматическую систему откачки воды, то единственным решением будет гидроизоляция.

Выбор материалов

Гидроизоляция может быть обустроена:

  • обмазочными материалами, к которым относятся битумная мастика, цементная смесь, смесь, изготовленная на основе полимеров, жидкое стекло, жидкая резина и так далее.

Обмазочные гидроизоляционные материалы отличаются невысокой стоимостью, простотой монтажа и устойчивостью к различным химическим соединениям. Однако добиться полной гидроизоляции такими материалами достаточно сложно;

Битумная мастика для защиты фундамента

В большинстве случаев обмазочные материалы применяются для заделки швов, стыков и трещин, образовавшихся на конструкции перед нанесением гидроизоляционных материалов иных видов.

  • оклеечными материалами (рубероид, стекловойлок, гидроизол и так далее). Подобные материалы лучше защищают яму от проникновения влаги, но легко разрушаются при любом механическом воздействии.

Для увеличения срока службы оклеечной изоляции рекомендуется дополнительно провести оштукатуривание стен ямы;

Материал для оклеечной изоляции

  • проникающими составами (Гибропекс, Пенетрон и так далее). Жидкие растворы при взаимодействии с кальцием кристаллизируются, образуя равномерный и надежный слой защиты, не подверженный разрушению даже при механическом воздействии. Единственный недостаток – высокая стоимость.

Средство для обустройства проникающей изоляции подвала

Типы гидроизоляционных работ в подвале гаража

  • Безнапорная. Защищает подвал от наводнений в весенний период, а также во время обильных дождей. Для работы используется битумная мастика.
  • Противонапорная. Защищает гаражную яму от просачивания грунтовых вод. Для этой цели изготавливают подушку из шламового раствора, который укладывают в три слоя, а также битумной мастики.
  • Противокапиллярная. Защищает от просачивания влаги по капиллярам внутри бетона. Проводятся работы по обработке швов, и трещин при помощи проникающей смеси или инъекционных растворов.

В бетонный раствор добавляют специальные компоненты, повышающие его гидроизоляционные свойства.

  • Уплотняющие. Способствуют образованию кристаллов, которые не растворяются в воде. Компоненты повышают плотность и продлевают срок службы бетона. К ним относятся смолы, растворяющиеся в воде, соли железа, алюминия и кальция. Кроме того, такие добавки повышают устойчивость к морозам.
  • Гидрофобизирующе. Это натриевые и калиевые мыла нефтяных, жирных и смоляных кислот, которые растворяются в воде. Сами по себе компоненты не обладают водоотталкивающими свойствами, а проявляют свои качества в процессе реакции с цементным раствором. Компоненты вследствие химической реакции оседают на стенках капилляров в виде микроскопических капель и формируют гидрофобное покрытие. Как результат – при таком контактировании силы напряжения поверхности выталкивают влагу из пор. Данные добавки делают структуру бетона однородной, поры уменьшаются, и равномерно распределяют в материале.

Какого размера должна быть смотровая яма в гараже?


Размеры смотровой ямы в гараже могут различаться в зависимости от типа автомобиля, который вы планируете обслуживать, и ваших конкретных потребностей. Однако есть стандартные рекомендации для минимальных размеров смотровой ямы. Вот приблизительные размеры смотровой ямы:

  1. Длина: Обычно рекомендуется, чтобы длина смотровой ямы составляла примерно 2,5 — 3 метра. Это обеспечит достаточное место для удобной работы под автомобилем.

  2. Ширина: Ширина смотровой ямы может варьироваться в зависимости от размеров автомобиля, но обычно она составляет около 0,6 — 0,8 метра.

  3. Глубина: Глубина смотровой ямы может быть примерно 1,2 — 1,5 метра. Это обеспечит достаточно места для комфортной работы под автомобилем, включая доступ к двигателю, подвеске и другим компонентам.

  4. Высота: Высота смотровой ямы зависит от высоты автомобиля, которое вы планируете обслуживать. Однако обычно высота смотровой ямы составляет около 1,2 — 1,5 метра.

Помимо этих основных размеров, также важно учесть доступ к смотровой яме, вентиляцию, освещение и другие факторы, которые обеспечат безопасную и удобную среду для работы. Если вы собираетесь строить смотровую яму, рекомендуется проконсультироваться с профессиональным строителем или автомехаником, чтобы учесть все необходимые аспекты и обеспечить соответствие стандартам безопасности.

Написано