Своими руками — изготовление смотровой ямы в гараже

На сегодняшний день существует обилие сервисов, предоставляющих услуги по обслуживанию автомобилей и выполнению ремонтных работ любой сложности. Тем не менее, некоторые водители предпочитают проводить технический осмотр своего автомобиля самостоятельно и даже заниматься устранением небольших поломок. В данной статье мы расскажем о том, как создать смотровую яму в гараже своими руками, чтобы избежать необходимости ремонтировать автомобиль, лежа под ним.

Размеры будущей ямы

Размер ямы определяется в зависимости от роста владельца машины и ее габаритов:

  • для определения ширины измеряют промежуток между двумя передними или задними колесами, после чего отнимают от этого значения 40–50 см (пространство, которое понадобится для маневра одного и другого колеса). В большинстве случаев ширина готовой ямы составляет 90 см, что вполне удобно для работы;
  • длину рассчитывают, добавив 1 метр к длине автомобиля. Это позволяет без проблем спускаться вниз и подниматься наверх;
  • работать под машиной человеку удобнее в полный рост. Поэтому глубину смотровой ямы лучше определять, добавив к росту 18–20 см.

Такие правила расчета не являются эталоном. Здесь каждый руководствуется личными предпочтениями. Одним нравятся ямы, позволяющие работать с поднятыми руками, некоторые делают их вровень со своим ростом, а некоторые и того меньше. Последнее в большей степени актуально для хозяев автомобилей с высоким клиренсом.

Если нет возможности выкопать длинную яму, ее копают меньших размеров, а автомобиль загоняют в гараж вперед капотом или багажником в зависимости от того, какая его часть требует ремонта.

Внимание! В процессе планировки котлована к чистовым размерам добавляют толщину стенок, а также высоту пола.

Если разрешает площадь гаражного помещения, смотровую яму лучше разместить ближе к стене, а остальное место использовать для установки оборудования, например, стеллажей для запчастей и рабочих инструментов. При этом промежуток между краем котлована и близлежащей стенкой – 1 м.

Как сделать смотровую яму: пошаговая инструкция

Для оборудования смотровой ямы в помещении гаража необязательно иметь диплом строителя. Достаточно соблюдать пошаговую инструкцию.

Разметка и формирование котлована

Первое, что нужно сделать – разметить и выкопать котлован.

Для этой цели:

  • отмеряют ширину, а также длину ямы согласно установленным размерам;
  • вбивают во все 4 угла колья и натягивают леску;
  • выкапывают котлован строго по обозначенной разметке;
  • выравнивают стены;
  • засыпают дно 2 слоями щебня любой фракции (высота 5 см), каждый раз его утрамбовывая;
  • засыпают слоем строительного песка (5 см) и также утрамбовывают.

 

Внимание! Трамбовать дно нужно до тех пор, пока следы ног станут не видны.

Гидроизоляция

Для защиты смотровой ямы от грунтовых вод необходима гидроизоляция. Она бывает 2-х видов:

Наружная

В процессе ее выполнения котлован застилают водонепроницаемым материалом. Каждый последующий слой должен закрывать предыдущий не меньше, чем на 15 см. Края пленки на 20–25 см выходят на пол гаражного помещения. Для большей прочности стыки склеивают двусторонним скотчем.

Наружную изоляцию делают исключительно во время постройки ямы. Некоторые пренебрегают ею, мотивируя это глубоким залеганием подземных вод, то есть минимальным риском поступления их внутрь ямы. Тем не менее, вероятность его повышения существует всегда. По этой причине лучше все-таки не пренебрегать таким видом защиты, как наружная гидроизоляция.

Внутренняя

Этот вид гидроизоляции предполагает обработку стен и дна ямы специальными составами, снижающими гигроскопичность строительного материала. В идеале выбирать специальный состав, предназначенный для обработки бассейнов. Он и выглядит привлекательнее, и защитит качественнее.

Другой способ предупредить попадание лишней влаги в яму –оборудовать кессон, представляющий собой металлический короб, который устанавливают в самом котловане. Для профилактики выдавливания устройства водой к его бокам приваривают металлические пруты длиной около 1 м и забивают в грунт.

Когда грунтовые воды просачиваются в яму после ее постройки, избавиться от них можно с помощью так называемого приямка –сделанного в одном месте ямы и закрепленного бетоном углубления. Это даст возможность собрать влагу в одном месте и облегчит работу в самой яме.

Внутренняя отделка ямы

Поскольку ремонтировать машину приходится и в прохладное время года, смотровую яму рекомендуется утеплить. Для этой цели часто используется экструдированный пенополистирол, который укладывают на стены и пол между гидроизоляционным покрытием и внутренней облицовкой.

На утеплитель кладут армирующую сетку и заливают пол бетоном (5 см). Бетон можно сделать своими руками, соединив 1 ч цемента М 400, 3 ч песка и 5 ч щебня.

После застывания бетона (1–2 недели) выкладывают стенки. Для этого рекомендуется использовать:

  • кирпич (желательно влагостойкий керамический).  из кирпича делается обычно в полкирпича;
  • строительные блоки;
  • бетон армированный (марка М 250). Для армирования применяют специальную армировочную сетку или арматуру. Толщина бетонной стены составляет около 20 см.

Если облицовка стен кирпичом или строительными блоками не составляет особенного труда, то с заливкой стен бетоном придется повозиться больше. Прежде, чем их заливать, нужно сделать деревянную опалубку.

Совет! В стенках рекомендуется сделать ниши с полками, в которых удобно хранить инструменты. Оформляют такие ниши при помощи металлических уголков.

После выкладывания стен устанавливают металлическое ограждение вокруг входа в яму, которое должно примерно на 20 см подниматься над уровнем пола гаража.

Оформление дна

Дно в смотровой яме может быть земляным или залитым бетоном. В свою очередь, бетон покрывают плиткой, резиной либо деревом (доски, трапы).

Вентиляция и свет

Предупредить появление плесени и сырости поможет хорошая вентиляция.

Она бывает:

  • вытяжной, для которой в последнем ряду кирпича устанавливают трубу с выходом наружу;
  • приточно-вытяжной, при которой устанавливают еще одну трубу с выходом наружу, но только почти у самого пола.

Для освещения в процессе обустройства ниш подводят электрический провод в защитной резиновой оболочке. Это поможет сделать освещение в яме и облегчить работу мастера.

Совет! Проведение освещения лучше доверить профессиональному электрику.

Входные ступеньки можно выложить из кирпича. Для маленьких котлованов более удобным будет использование обычной лестницы, которую делают из дерева либо металлических уголков.

Для удобства имеет смысл оборудовать вырытый котлован трапом из дерева или прочным табуретом.

 облегчит ремонт автомобиля и поможет сэкономить на услугах профессиональных строителей.

Фото примеры самодельных смотровых ям в гараже

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками?


Создание смотровой ямы в гараже может быть полезным для обслуживания и ремонта автомобиля. Вот пошаговая инструкция о том, как можно сделать смотровую яму своими руками:

Шаг 1: Подготовьте необходимые инструменты и материалы:

  • Лопата и инструменты для копки
  • Бетономешалка или ручная мешалка для бетона
  • Арматура (железные стержни)
  • Формы для бетонирования
  • Бетон
  • Песок и щебень для подготовки основания
  • Водостойкий клей
  • Гидроизоляционный материал (если необходимо)

Шаг 2: Выберите место:
Определите место, где вы хотите создать смотровую яму в гараже. Убедитесь, что это удобное место и не будет мешать другим деятельностям в гараже.

Шаг 3: Копка ямы:
Используя лопату и другие инструменты для копки, начните выкапывать яму нужной глубины. Глубина ямы зависит от того, насколько глубоко вы хотите, чтобы можно было работать под автомобилем. Обычно это 1,5 — 2 метра.

Шаг 4: Подготовка основания:
Подготовьте дно ямы, уровняйте его и создайте подушку из песка и щебня для обеспечения хорошей дренажной системы.

Шаг 5: Установка арматуры:
Вставьте железные стержни (арматуру) в яму для укрепления бетонной конструкции. Поднимите арматуру на определенную высоту, чтобы она оказалась в центре будущего бетонирования.

Шаг 6: Бетонирование:
Приготовьте бетон в соответствии с инструкциями, используя бетономешалку или ручную мешалку. Залейте бетон в формы, оставляя пространство для покрытия.

Шаг 7: Создание покрытия:
Покройте верхнюю часть смотровой ямы бетоном. При этом можно создать легкий уклон от стенок к центру, чтобы обеспечить отвод воды.

Шаг 8: Обработка бетона:
Используйте плоскую шпателю или рейку, чтобы выровнять поверхность бетона и удалить излишки.

Шаг 9: Завершение:
После того как бетон затвердеет, убедитесь, что его поверхность гладкая и ровная. Если требуется, можно использовать гидроизоляционные материалы, чтобы предотвратить проникновение влаги.

Шаг 10: Отделка:
Вы можете добавить дополнительные элементы, такие как освещение, полки или покрытие для создания более удобного пространства.

Обратите внимание: Данный процесс требует знаний и опыта в строительстве. Если у вас нет опыта, рекомендуется проконсультироваться с профессионалами или архитекторами, чтобы обеспечить безопасность и качество работ.

Написано