Использование пластиковых материалов для армирования бетонных монолитных конструкций становится все более распространенным в строительстве. Это обусловлено их выдающимися характеристиками, такими как высокая прочность, долговечность и устойчивость к коррозии.
Классификация
Производители строительных материалов выпускают 5 видов композитной арматуры из пластика:
- стеклокомпозитную или стеклопластиковую – АСК;
- углекомпозитную – АУК;
- базальтокомпозитную – АБК;
- арамидокомпозитную – ААК;
- комбинированную – АКК.
Из названия можно понять, какой материал является базовой основой для изготовления пластиковой арматуры.
Общее описание и технология изготовления
Благодаря низкой стоимости и хорошим эксплуатационным качествам, наибольшее распространение получила арматура из стекловолокна. Ее прочность немного ниже, чем у других композитов, но снижение затрат оправдывает ее применение. Для его изготовления используют:
- штапельное стекловолокно;
- эпоксидные термореактивные смолы в качестве связующего;
- специальные полимерные добавки для повышения прочности и улучшения других характеристик.
Композитная стеклопластиковая арматура для фундамента может иметь гладкую или рифленую поверхность. По технологии изготовления первоначально из стекловолокна формируют жгуты необходимого диаметра и пропитывают их эпоксидной смолой. После, для получения рифленого переменного сечения, поверхность гладкого прута обматывают по спирали шнуром, который так же сплетен из стекловолокон. Затем полученные заготовки полимеризируют в печи при высокой температуре и, после охлаждения, режут на прямые отрезки или сматывают в бухты.
Технические характеристики
Производство периодического профиля и технические характеристики стеклопластиковой арматуры регламентируются ГОСТ 31938-2012. Стандарт определяет:
- виды пластиковой арматуры в зависимости от применяемых материалов;
- номинальные диаметры в пределах от 4 до 32 мм;
- длину прямых стержней от 0,5 до 12 метров;
- возможность поставки материалов в бухтах при диаметре до 8 мм включительно;
- маркировку и условные обозначения;
- способы контроля качества;
- правила хранения и транспортировки.
Вес материала зависит от величины поперечного сечения и может находиться в пределах от 0,02 до 0,42 кг/м.
Данные о предельной прочности и упругости, приведенные в ГОСТ, показывают, что эти параметры превышают характеристики стального проката при одинаковых диаметрах. Это позволяет использовать полимерную арматуру в особо ответственных конструкциях или при необходимости уменьшения сечений армирующих материалов.
Область и способ применения
Пластиковая арматура является современной альтернативой металлическому прокату. Одинаковая форма прутов позволяет ее использование по технологии аналогично стальной. Арматурный каркас из композитной пластиковой арматуры формируется в виде плоской сетки или пространственной конструкции, предназначенной для усиления и повышения прочности железобетонных монолитов.
Полимерные армирующие материалы применяют при строительстве дорог, мостов, гидротехнических сооружений, колонн, стен, перекрытий, фундаментов и других монолитных конструкций.
Основная нагрузка приходится на продольные пруты конструкции. Они имеют большее сечение и расположены на расстоянии не более 300 мм друг от друга. Вертикальные и поперечные элементы могут находиться на расстоянии 0,5-0,8 м. Соединение отдельных прутов в местах пересечений осуществляется при помощи полимерных стяжек или вязальной проволоки. Стыковка отдельных стержней на одной горизонтальной линии осуществляется внахлест.
Преимущества пластиковой арматуры
При сравнении композитных прутов с металлическими (сравнение мы уже проводили в этой статье), явно определяется ряд плюсов и минусов пластиковой арматуры. К ним относят:
- уменьшение веса арматурного каркаса в 5-7 раз;
- более высокую прочность, позволяющую уменьшить диаметр стержней;
- устойчивость к коррозии и химическим веществам в составе бетона;
- простой монтаж и высокая скорость сборки армирующих каркасов;
- упрощенная технология создания конструкций круглой и овальной формы;
- отличные диэлектрические и теплоизоляционные свойства;
- удобство транспортировки.
Кроме этого, следует отметить неограниченную длину прутов у материалов, поставляемых в бухтах, а так же простой раскрой заготовок необходимой длины.
Арматура, изготовленная на основе стеклопластика, на 20-30% уступает по прочности другим композитам, но существенно дешевле. Поэтому такой материал пользуется более высоким спросом в строительстве.
Недостатки
В числе главных минусов композитных армирующих материалов специалисты называют:
- низкую предельную температуру использования, не превышающую 60-70°C;
- слабую механическую устойчивость при поперечных нагрузках;
- невозможность сгиба с малым углом закругления и необходимость использования специальных элементов.
Следует отметить отсутствие нормативной базы на применение полимеров для армирования бетона и, зачастую, недостоверные технические данные от изготовителя материала. Это затрудняет проведение расчетов и вынуждает собирать конструкции с запасом прочности.
Технология армирования фундаментов композитными материалами
Небольшой вес пластиковой арматуры для фундамента упрощает процесс сборки арматурного каркаса любой конструкции. При этом, благодаря повышенной прочности материала, диаметр поперечного сечения берется на один номер меньше, чем для металлических аналогов.
Технологический процесс монтажа бетонных монолитных конструкций с применением полимерных стержней состоит из следующих этапов:
- установка опалубки и отметка уровня заливки бетонной смеси;
- сборка и установка армирующего каркаса;
- заливка бетона в опалубку;
- снятие опалубочных щитов.
Работы по монтажу армированных монолитных конструкций необходимо выполнять в соответствии с принятыми проектными решениями. Конфигурация палубы должна полностью соответствовать размерам и форме фундамента. В качестве опалубочного материала можно использовать штатные щиты заводского изготовления, доски, влагостойкую фанеру или ДСП. Для несъемной опалубки чаще всего применяют листовой пенополистирол.
После сборки и закрепления опалубочных щитов, на их внутренней стороне, при помощи водяного уровня, делают отметки верхнего предела заливки бетонной смеси. Это сократит время выполнения работы и поможет более равномерно распределить бетон.
Пространственный армирующий каркас для ленточного фундамента
Схема армирования фундамента, укладки и диаметр прутьев всегда указываются в проекте. Применение композитной арматуры, особенно на основе углеволокна, позволяет уменьшить диаметр стержней на один размер. Укладка материала должна точно соответствовать расчетным данным. Сборка каркаса производится на ровной площадке.
Работа начинается с нарезки заготовок. Для этого из бухты отматывают отрезки необходимой длины и устанавливают из на подставки на высоте 35-50 мм над опорной подушкой или грунтом. После этого укладываются поперечные перемычки, согласно чертежу, и в местах пересечений связываются проволокой или стяжками. Таким образом будет собран нижний ряд пространственного арматурного каркаса.
На следующем этапе необходимо собрать решетку, полностью аналогичную первой, уложить ее сверху и после этого нарезать вертикальные стойки проектной длины. Первая стойка привязывается на углу плоских решеток, вторая — на соседнем пересечении, в итоге так постепенно образуется пространственная конструкция. Если горизонтальных рядов больше, то вторая решетка фиксируется на нужной высоте, а потом закрепляется следующая. Вертикальная стойка в этом случае представляет собой один целый отрезок.
При сборке каркаса необходимо помнить, что концы арматурных прутов должны находиться от опалубки на расстоянии 35-50 мм. Это создаст защитный слой бетона и увеличит эксплуатационный срок конструкции. С этой целью очень удобно использовать специальные пластиковые фиксаторы.
На дно траншеи необходимо насыпать песчано-щебеночную подушку и хорошо ее утрамбовать. После этого слой песка рекомендуется накрыть геотекстилем или гидроизолирующим материалом. Это предотвратит поступление влаги к бетону и прорастание сорных растений.
Горизонтальное армирование плитных фундаментов
При заливке фундаментных оснований плитного типа применяют технологию горизонтального армирования. Ее главная особенность заключается в отсутствии поворотных и примыкающих участков. Обычно это две сетки, расположенные друг над другом из длинных прямых прутов и вертикальных стоек.
Все работы выполняются по месту. Сначала, по проектному чертежу, вяжется нижняя сетка, а поверх нее укладывается верхняя. После этого устанавливаются вертикальные стойки, как было рассказано для ленточных конструкций. Нижняя сетка должна быть обязательно установлена на подставки.
Заливка бетона на пластиковый арматурный каркас
Технологически заливка бетонной смеси ничем не отличается от работ при использовании стальной арматуры. Однако, учитывая меньшую прочность материала при боковом радиальном воздействии, уплотнение вибратором следует производить осторожно, чтобы не нарушить целостности пластиковых прутов.
Использовать ручную трамбовку не рекомендуется, т.к. давление бетона может изменить конфигурацию армирующей конструкции.
Какая арматура лучше для фундамента железная или пластиковая?
Для армирования фундамента обычно используется железная (металлическая) арматура, так как она обладает высокой прочностью и устойчивостью к воздействию нагрузок и окружающей среды. Пластиковая арматура, хоть и обладает некоторыми преимуществами, такими как отсутствие коррозии и легкость, не имеет достаточной прочности для использования в качестве арматуры фундамента.
Железная арматура может быть различных типов и марок, которые подбираются в зависимости от условий эксплуатации и требований к фундаменту. Например, для усиления бетона в условиях повышенной влажности используют арматуру с защитным покрытием от коррозии, такую как арматура с эпоксидным покрытием. Для фундаментов в зоне сейсмической активности могут использоваться специальные типы арматуры, например, арматура с высоким пределом текучести (HSD), которая обладает более высокой устойчивостью к динамическим нагрузкам.
Таким образом, для армирования фундамента рекомендуется использовать железную арматуру, подобранную в соответствии с условиями эксплуатации и требованиями к фундаменту.