Системы отопления с использованием водяного теплоносителя, будь то автономные или централизованные, необходимо разрабатывать с учетом внедрения специализированных устройств. Рассмотрим подробнее, каков принцип работы автоматического клапана для сброса воздуха в системе отопления.
Назначение воздухоотводчика и разновидности
Воздушные пробки являются одной из главных причин неравномерного прогревания контуров и секций в радиаторах, а также коррозионных процессов в случае с металлическими изделиями. Появляется воздух внутри системы по разным причинам. Чаще во время заполнения сети теплоносителем или с водой. Технология снижения уровня кислородного насыщения жидкости в частном секторе не применяется из-за высокой стоимости. Поэтому невозможно исключить появления воздушных пробок в автономной сети отопления.
Решением проблемы является установка клапана сброса воздуха из системы водоснабжения. В советские времена использовались расширительные баки и спускные краны. Сегодня для обслуживания контуров и радиаторов существуют компактные приспособления автоматического действия или с ручным управлением.
Кран Маевского
Устройство представлено латунным корпусом с резьбовым торцом. Диаметр может быть ½ или ¾ дюйма, ДУ 15 или ДУ 20 соответственно. Сбоку над наружной резьбой сформировано узкое отверстие для выхода воздуха. Оно герметично перекрывается винтом сечением в 2 мм с коническим наконечником.
Внутри группы по способу управления клапаном сброса воздуха из системы отопления выделяются три образца:
- под отвертку со шлицом соответствующим тому, что на головке винта;
- под ключ (чаще форма шляпки в виде шестигранника);
- с рукояткой – это несъемный пластиковый вентиль в форме колпачка.
Принцип действия крана Маевского заключается в смене положения внутреннего винта. Основной режим работы – герметично перекрытое отверстие. Если нужно выпустить воздух, канальчик открывается путем выкручивания винтового элемента на 2 оборота. Под давлением проходящего внутри системы теплоносителя скопления газа выталкиваются наружу. Процесс выпуска продолжается до тех пор, пока из отверстия не потечет плотная струя воды.
Такой клапан считается максимально надежным для обслуживания трубопровода и радиаторов. Основная причина состоит в отсутствии движущихся деталей в механизме. То есть срок эксплуатации крана Маевского не сокращается от засорения, износа составляющих элементов или от коррозионных процессов. Устанавливается воздухоотводчик чаще на отдаленный верхний угол радиатора относительно патрубка для подачи теплоносителя.
Автоматический воздухоотводчик
Автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления отличается от крана Маевского устройством и принципом действия. Работает такой воздухоотводчик без участия человека, что актуально для как для автономной, так и для централизованной сети. Основа срабатывание здесь на положении встроенного поплавка.
Клапан также представлен латунным корпусом с наружной резьбой на торцевой части. Диаметр здесь может быть ⅜ или ½ дюйма, но первые сегодня практически не используются из-за перехода на европейские стандарты. Внутри бочонка встроен миниатюрный пружинный механизм, который связан с поплавком и клапаном. Последний герметично перекрывает отверстие в крышке устройства.
Работает приспособление по следующему принципу:
- Рабочий (основной) режим. Камера в корпусе заполнена водой, а значит поплавок находится внизу. Пружинный механизм надежно прижимает клапан к крышке.
- Воздух постепенно накапливается в верхней точке трубопровода, а значит попадает в «ловушку» воздухоотводчика. Этот процесс провоцирует снижение уровня теплоносителя в камере, а значит уменьшается давление на поплавок.
- Заполнение камеры воздухом происходит пока вес поплавка не пересилит силу разжатой пружины. Когда это случится, клапан сдвинется вниз и откроет выход для воздуха. Освободившееся место заполняется водой, что возвращает поплавок в нижнее положение. То есть отверстие снова станет герметичным.
Конструктивной особенностью для классификации автоматического клапана сброса воздуха является способ его подключения к отопительной системе. Резьбовая часть может быть расположена на конце или с боковой стороны корпуса. Но независимо от этого в любом случае бочонок должен устанавливаться строго в соответствии с вертикальным уровнем. Воздух при этом удаляется через верхнее или боковое отверстие с жиклером.
Ассортимент воздухоотводчиков модернизируется, поэтому изделия могут выполнять дополнительные функции. К таковым относятся:
- Защита от гидроударов. Это обеспечивается отражающей пластиной встроенной возле входа в камеру.
- Улавливание воздушных пузырьков. Эффективность достигается посредством двух горизонтальных штуцеров для подключения к системе. Внутренняя часть корпуса разделена на две камеры. Нижний отсек имеет больший объем, заполнен специальным веществом для задерживания воздуха и передачи его в верхний отдел для последующего устранения.
- Отсекающий кран с пружинным механизмом на входе в камеру позволяет снять воздухоотводный клапан без слива теплоносителя из сети. На момент технического обслуживания устройства посадочное место оказывается герметично перекрытым шайбой с уплотнительным кольцом.
- Миниклапан. Это миниатюрное приспособление, которое встраивается в заглушку для радиаторов отопления.
Автоматический воздушный клапан в отличие от крана Маевского всегда остается частично заполненным воздухом. Это не сказывается на исправной работе устройства. Однако постоянное присутствие кислорода и движущиеся элементы в конечном итоге сводится к сравнительно короткому эксплуатационному сроку.
Выбор места для установки воздухоотводчика
В любой отопительной системе существуют зоны с повышенной вероятностью скапливания воздуха. Такие токи являются обязательными для установки приспособлений для его вывода. Так кран Маевского подключается на месте пробки удаленной от узла подключения к подающей магистрали.
Автоматический спускной клапан воздуха для системы отопления устанавливается в следующих местах:
- группа безопасности котла, которая функционирует в сети закрытого типа (допускается отказ от клапана на контуре подачи теплоносителя, если оборудование изначально укомплектовано встроенным воздухоотводчиком);
- коллекторы подключенные к водяному теплому полу;
- трубопровод выше расположенный, чем радиаторы;
- патрубки бойлера или иного буфера для косвенного нагрева теплоносителя (если таковые предусмотрены проектом);
- змеевик или иной по конструкции полотенцесушитель;
- распределительная гребенка в сложной и разветвленной системе (оба коллектора);
- гидравлический разделитель (стрелка).
Кроме обязательных точек существуют дополнительные участки, которые нуждаются в клапанах для сброса воздуха из системы отопления. В частности, на сложных участках для монтажа трубопровода нередко приходится собирать П-образные петли с горизонтальным отрезком сверху. Это могут быть обходные линии в области дверей, лестничных маршей, иных проемов. В таких местах вероятность появления воздушных пробок близка к 100%. Допустима установка крана Маевского, но мастера рекомендуют выбирать автоматический аналог. Основная причина в необходимости к первому дополнительного патрубка для создания вертикальной камеры, которая отсутствует у первого и есть у второго варианта.
Рекомендации от специалистов
На торговых площадках сегодня можно найти различного рода многофункциональные устройства для обслуживания водопроводных сетей. Часть из них, например, циркуляционные насосы, балансировочные вентили или краны среди прочего включают в устройство воздухоотводный клапан. Однако специалисты рекомендуют включать в проект элементы не для комплексного решения, а узко направленного действия. Такой подход в результате оказывается не только более грамотным, но экономически выгодным для замены либо ремонта неисправных компонентов системы.
Выбирая клапан выпуска воздуха нужно обращать внимание не только на его функционал и сечение резьбовой части корпуса. Эффективность автоматических образцов с поплавковым механизмом зависит от давления от и температуры протекающего теплоносителя. В таблице приведен пример характеристик 5-ти воздухоотводчиков из серии итальянского производителя Caleffi (единицы измерения – Бар и градусы по Цельсию)
Модель клапана | Максимальное давление | Максимальная температура |
Сброса | Рабочее | |
2,5 | 10 | 120 |
5022 | 4 | |
115 | ||
6 | ||
10 | 110 |
Для частного сектора с автономной системой отопления и водяным теплоносителем актуальны образцы с давлением срабатывания 2,5 и 4 Бар. Для сетей с централизованным подключением лучше выбирать воздухоотводчики с показанием в 6 Бар. На табличные данные производителей не рекомендуется обращать внимание только в случае с клапанами из Китая. Здесь мастера чаще всего сталкиваются со скорой заменой и ремонтом изделий.
В этом видео рассказывается про стравливание воздуха из радиатора посредством трех типов кранов Маевского:
Воздухоотводчики – это компактные приспособления для вывода воздуха из трубопровода и радиаторов в системе отопления.
Существует две основных группы воздухоотводчиков – ручные и автоматические.
Ручного типа клапаны сброса воздуха – краны Маевского представлены корпусом с отверстием, которое открывается и герметизируется винтом, управление осуществляется отверткой, ключом или вентилем.
Автоматические воздухоотводчики имеют внутри корпуса камеру, в ней расположен пружинный механизм связанный с клапаном и поплавком.
Автоматические клапаны дополнительно могут быть защищены от гидроударов, захватывать воздушные пузырьки, сниматься для техобслуживания без слива воды из системы при наличии дополнительного механизма с пружиной, штоком, шайбой и герметизирующим кольцом.
Устанавливаются краны Маевского чаще в удаленном углу радиатора от контура подачи теплоносителя.
Автоматические клапаны монтируются в остальных зонах, где высока вероятность скапливания воздуха: верхние точки, коллекторы, разветвители и прочие места.
Как работает клапан вентиляции салона?
Клапан вентиляции салона предназначен для обеспечения воздушного потока в салоне автомобиля. Он может быть установлен на воздуховоде или на корпусе вентиляционной системы.
Когда клапан открыт, воздух поступает в салон из вентиляционной системы или снаружи. Когда он закрыт, воздух перестает поступать в салон.
Клапан может быть управляемым или автоматическим. Управляемый клапан позволяет водителю регулировать количество воздуха, поступающего в салон. Автоматический клапан регулирует количество воздуха на основе давления в системе вентиляции и температуры воздуха снаружи.
Если в автомобиле установлен кондиционер, клапан вентиляции салона может работать вместе с ним, чтобы обеспечить более эффективную циркуляцию воздуха в салоне.