Браширование дерева своими руками — пошаговая обработка с фото — шлифовка, полирование, окрашивание и лакирование

Браширование представляет собой метод обработки деревянных изделий, при котором создается эффект старинности на поверхности. Этот эффект достигается путем удаления верхнего, более мягкого и светлого слоя дерева.

Искусственное состаривание древесины широко используется при оформлении интерьера частных домов, антикварных магазинов, кафе и ресторанов в классическом или винтажном стиле.

Преимущества браширования

Деревянные предметы интерьера придают любому помещению стильность, домашний уют и самобытную красоту. При этом искусственно состаренные изделия из дерева приобретают вид вещей с «историей», выглядят интереснее и оригинальнее, чем необработанные.

Естественное старение дерева занимает долгие годы, а покупка настоящих старинных рам для картин и зеркал, мебели, полок, светильников и другого антиквариата стоит немалых денег. Брашировка позволяет путем визуального добавления нескольких десятков лет быстро и недорого превратить деревянное изделие в оригинальное и утонченное произведение искусства, неотличимое от подлинно старинных предметов интерьера. Современные технологии предоставляют возможность использовать любой оттенок, имитировать пыль, плесень и паутину.

Если естественное старение неизбежно разрушает древесину, то браширование, благодаря использованию антисептических средств, придает ей большую прочность, устойчивость к поражению грибком и перепадам температур.

Применение в керамике

Старая древесина сама по себе является отличным материалом для создания интерьера. Из нее изготавливают не только поделки, но и предметы мебели или гарнитура. Но в сочетании с керамикой древесина приобретает поистине уникальный вид. Художники-керамисты используют браширование при создании плакет, это декоративные дощечки, имеющие форму правильного или неправильного многоугольника. Плакета служит основой для крепления керамической плитки, на которой может быть изображена картина.

Сами плакеты стали популярными еще в эпоху Возрождения. Сегодня они являются неотъемлемой частью интерьера жилых помещений, так как декорируются в самых различных стилях.

Поделки из брашированной древесины считаются настоящим произведением искусства. Из них изготавливаются шкатулки и ларцы, в которых фасады или крышки облицованы керамикой. Задачей художника является не только роспись керамики, но и подготовка материала с последующим колерованием и декорированием. Следует отметить, что если керамика или браширование по-отдельности встречаются в промышленном производстве, то изделия из древесины и глины – результат исключительно ручной работы.

Подписаться на ютюб-канал Натальи Ковалевой

Браширование своими руками

Самостоятельная имитация состаривания древесины – очень увлекательный процесс, который не будет слишком сложным, если правильно подобрать материал и запастись всеми необходимыми инструментами. Время и средства, потраченные на браширование, окупается созданием в доме уюта, комфорта и гармонии с природой.

Лучше всего использовать для работы сорта древесины с хорошо различимыми годичными кольцами: дуб, ясень, орех, лиственница.

Искусственное состаривание дерева можно выполнять как вручную, так и машинным способом. Выбор подходящего способа зависит от особенностей исходного материала и объема работ.

Ручное браширование

Такой вариант обработки древесины достаточно прост, но не слишком продуктивен. Он применяется при брашировании небольших поверхностей. Для создания эффекта старины вручную нам понадобятся:

  • металлические щетки разной жесткости и толщины;
  • стамеска;
  • наждачная бумага разной зернистости;
  • керосиновая горелка для обжига и подсушивания верхнего слоя.

О последовательности работы с помощью щеток подробно рассказано в разделе «Этапы обработки дерева под старину».

Брашировка болгаркой

Для такого способа обработки нужно приобрести щетки-насадки: металлическую (используется на этапе первичной обработки) и абразивную, с помощью которой окончательно полируют изделие.

Обработка с помощью машинок

Браширование древесины в домашних условиях можно и механизировать, если вам предстоит большой объем работ.

Использование специальных станков, приобретенных в магазинах, упрощает и оптимизирует процесс, который с их помощью требует меньше времени и усилий.

Брашировку осуществляют зачистным фрезером, подобрав не слишком высокую скорость и направляя движение вдоль волокон, и шлифовальными машинками.

Что это такое?

Использование древесины в оформлении помещений призвано создать в доме уютную теплую обстановку, подчеркнуть и самобытность жилища, и его особую атмосферу. Со всеми этими задачами идеально справляется браширование.

К тому же состаренная древесина добавляет интерьеру особой солидности и словно намекает на богатую историю.

Браширование представляет собой технологию механической обработки деревянных заготовок, в ходе которой на поверхности создается эффект старины. Техника предполагает структурирование древесины методом грубой обработки.

Она заключается в снятии всех мягких волокон с поверхностного слоя материала, благодаря чему плотные головные кольца создают интересную фактуру.

( 55 фото) Браширование древесины

Выделим основные плюсы браширования.

  • Улучшение эксплуатационных характеристик древесины. Материал после обработки становится более прочным, менее рыхлым, устойчивым к действию влаги, грибка и плесени.
  • Исключительные декоративные характеристики, основанные на визуальном контрасте и выраженности текстуры после снятия мягких волокон. Такие материалы гармонично смотрятся в любом интерьере, делают его стильным и дорогим.
  • Большой выбор исходного материала для последующего состаривания.
  • Колеровка обработанного дерева может выполняться разными цветами. Допускается применение сразу нескольких оттенков. К примеру, основу прокрашивают светлыми тонами, а поры делают яркими либо темными.

( 55 фото) Браширование древесины

Единственный минус браширования — сложность обработки.

Этот процесс отнимает очень много времени и сил мастера. Кроме того, когда используется брашированная доска в качестве напольного покрытия, пыль будет оседать между волокон, в результате очистить ее будет сложнее.

Сфера применения брашированной древесины широка, тем более что готовому материалу можно придать любой вид исходя из общей стилистики и цветового решения интерьера. Это может быть комбинированная оттеночная гамма, эффект патины, запыленности и заплесневелой поверхности.

Большой популярностью пользуются тиснение серебром, имитация сколов и трещин.

( 55 фото) Браширование древесины

Этапы обработки дерева под старину

Перед началом работы нужно слегка увлажнить заготовку, чтобы не образовалась древесная пыль. Кроме того, чтобы дополнительно укрепить дерево, можно обжечь поверхность с помощью паяльной лампы или газовой горелки.

Предварительная обработка

На этом этапе необходимо удалить мягкие волокна, не нарушая структуру твердых. Это делают с помощью металлических щеток или фрезера. Если древесина достаточно мягкая, нет необходимости использовать металлические щетки, можно применить универсальную из полимерно-абразивных компонентов. Движения нужно производить по росту волокон.

Не давите на щетку слишком сильно, чтобы не повредить узор из годичных колец и избежать появления ямок и царапин.

После такой обработки на поверхности отчетливо выступает красивый рельеф. Обработанные заготовки необходимо просушить, пока уровень влажности не достигнет 14-16%.

Шлифовка

Путем шлифования полимерной насадкой с абразивным покрытием с поверхности устраняют все шероховатости, оставшиеся после удаления мягких волокон, и придают изделию нужный рельеф.

Шлифовка жесткими щетками возможна только в том случае, когда на поверхности нет выступающих частей.

После шлифования дерево становится приятным на ощупь.

Полирование

С помощью сизалевой щетки или наждачной бумаги с мелкоабразивной поверхностью можно добиться идеально гладкой поверхности и подготовить изделие к окрашиванию и лакированию.

Окрашивание

На этом этапе с помощью красящих составов природным оттенкам придают стильность и насыщенность, усиливают эффект старины, окончательно меняя облик древесины с помощью разных цветов и оттенков. Декорировать предварительно высушенное и очищенное от пыли изделие можно золотой или серебристой краской, а также морилкой.

Чтобы сделать рельеф еще более заметным и эффектным, дерево обычно окрашивают неравномерно: углубления покрывают темным цветом, а поверхность – более светлым. Излишки краски убирают ветошью.

Повторная полировка

Этот процесс позволяет с помощью сизалевой щетки или наждачной бумаги придать изделию законченный вид, сгладив неровности, возникшие после нанесения краски.

Лакирование

Нанесение лака позволит долго сохранять первоначальный вид и ценные характеристики обработанной поверхности.

Декорируем шкатулку в технике декупаж с применением обжига и браширования

Дорогие друзья, я давно хотела поделиться опытом декорирования своей шкатулочки в виде кофемолки методом обжига при помощи обыкновенного газового баллона, браширования и декупажа.

В Финляндии в комиссионном магазине, куда я люблю заходить в поисках чего-нибудь интересного для декорирования, я увидела вот эту превосходную кофемолку, которая оказалась шкатулкой и мне сразу захотелось ее купить и преобразить.

Работу над преображением этой чудесной вещицы я и представляю вашему вниманию.

Таким образом для работы нам понадобятся следующие материалы:

  • собственно деревянная шкатулка;
  • краски акриловые (цвета подбираем в зависимости от расцветки мотива);
  • клей ПВА;
  • лак акриловый;
  • декупажные салфетки;
  • воск для полировки;
  • жидкая патина битум.

Инструменты:

  • газовый баллон;
  • насадка на газовый баллон;
  • металлическая щетка;
  • кисти синтетические;
  • губки (спонжи), салфетки, наждачная бумага.

1. Итак, приступаем к работе, которую начинаем, естественно с обжига. Большинство мастеров используют для этого компактную газовую горелку, продающуюся в магазине, а у меня в работе был большой газовый баллон, который предоставил мне муж. К баллону при помощи шнура была прикручена газовая горелка. Еще до этого я тренировалась с ней работать, поэтому мне было не страшно приступать к обжигу. Делать это нужно аккуратно, чтобы не обжечься. Некоторые надевают перчатки, я обошлась без них, держа в одной руке горелку, а другой поворачивала шкатулку.

Таким образом я обожгла три стороны шкатулки, а также внутри ее. Переднюю часть я не обжигала, т.к там я планировала нанесение декупажной салфетки. Вот что получилось:

2. Следующий этап — браширование. Я думаю, что все уже знают, что это такое. Процесс это грязный и пыльный, лучше всего делать это на улице, я это делала на даче, но можно и в ванной, застелив рабочее место клеенкой или бумагой. Берем металлическую щетку и вычесываем обгоревшие мягкие волокна древесины. Проходимся по всем сторонам шкатулки.

Сразу же счищаем пыль и сажу кистью.

Протираем бока шкатулки влажной салфеткой или тряпочкой. Внутри шкатулки, где не очень удобно работать металлической щеткой, я использовала грубую наждачную бумагу, ей же прошлась и по всем брашированным сторонам.

Дополнительно образующиеся борозды можно сгладить среднезернистой наждачной бумагой, сложенной пополам. По мере истирания зерен меняем место сгиба.

Смахиваем пыль кисточкой, протираем все брашированные места влажной салфеткой.

3. Далее займемся окрашиванием. Подбираем декупажные салфетки, мотив из которых хотим наклеить Т.к. это кофемолка, то рисунок будет связан с кофе. Я подобрала вот такие салфетки.

В зависимости от рисунка подбираем краски для окрашивания. Я определила, что для брашированных сторон и внутри кофемолки это будет бордовая краска, а крышечка внутри и снаружи и основание будет выкрашено светлой краской. Берем бордовую акриловую краску, разводим ее водой 1:1 и обильно смачиваем стороны и внутри шкатулки.

И сразу же стираем лишнюю краску салфеткой или тряпочкой.

Вот как стали выглядеть прокрашенные стороны.

Даем краске просохнуть и повторяем окрашивание еще раз. Сушим.

Дальше я загрунтовала белой акриловой краской места, где будет наклеен наш мотив — переднюю часть шкатулки и нижний ящичек. Для этого я использовала белую акриловую краску из строительного магазина VGT.

Даем краске высохнуть, шкурим, снова покрываем краской, снова шкурим и повторяем эту операцию еще раз, пока поверхность не станет ровной и гладкой. На фотографии показан первый слой краски, окончательное окрашивание я не сфотографировала к сожалению.

Далее берем коричневую акриловую краску и красим ей крышечку шкатулки — внутри и снаружи, а также основание. А нижний ящичек покрываем бардовой краской.

Даем краске высохнуть и покрываем еще раз. Коричневой краской я подкрасила металлическую конструкцию шкатулки.

4. А теперь мы будем состаривать нашу и так уже не молодую шкатулку. Будем это делать с помощью свечки.Берем простую свечу и натираем ею все закрашенные коричневой краской поверхности. Натираем тщательно, но стараемся сделать так, чтобы большие комочки парафина на поверхности не оставались. Сметаем их кисточкой.

После воска покрываем обработанные места шкатулки контрастным цветом в два слоя (для этого я смешала бежевый и белый цвет) и ждём полного высыхания. Если начать тереть раньше, то можно получить некрасиво отвалившиеся куски краски с ровными краями.

Как только краска высохла, начинаем создавать красивые потёртости с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.

Доводим до того состояния, когда нам всё нравится и смахиваем всю пыль и излишки кисточкой.

Протираем влажной салфеткой.

5. Следующий этап — вощение. На кусочек губки наносим воск и натираем выкрашенные брашированные стороны и внутри шкатулки.

Даем воску высохнуть минут 20-30 и затем полируем обратной стороной губки для посуды. Боковинки должны стать на ощупь гладкими и шелковистыми.

6. Теперь мы можем приступить к наклеиванию наших рисунков. Вырываем из салфетки нужные мотивы, отделяем 2 верхних слоя, оставляя только первый тонкий. Чтобы приклеить ровно, без морщин я использовала файл, который обрезала по размеру моего мотива. Кладем наш мотив лицом вниз на файл, обильно смачиваем водой, разглаживаем веерной кистью морщинки.

Сливаем лишнюю воду, даем немного просохнуть и кладем файл с мотивом на поверхность, разглаживая его тряпочкой.

Теперь надо очень осторожно убрать файл, не задев и не повредив мотив.

Нанесем на рисунок веерной кистью клей ПВА, предварительно разведенный водой, от середины к краям.

Также наклеим вырванные из салфетки мотивы на нижний ящичек. Так как мотивы небольшие, я клеила их без помощи файла — сразу прикладывала к поверхности и наносила клей ПВА. Тщательно разглаживаем — либо кисточкой, либо я люблю пальцем, смоченным в клее, чтобы не оставалось морщинок на рисунке. Оставляем наклеенные рисунки на просушку. Феном я не пользуюсь для быстроты процесса, т.к. никуда не спешу.

Сначала я не думала наносить рисунок на внутреннюю часть крышечки шкатулки, но потом она показалась слишком голой, и я подобрала для нее следующие мотивы.

Отделила 2 верхних слоя и приклеила на клей ПВА веерной кистью, добавив из другой салфетки кофейных зерен.

Оставляем все это сушиться примерно 3-4 часа. Когда все рисунки хорошенько высохнут, берем наждачную бумагу и счищаем лишние кусочки салфетки по краям. Затем нужно подкрасить бордовой краской незакрашенные места.

7. Когда краска высохнет, можно изделие покрывать лаком. Я использую Аквалазурь защитно-декоративное покрытие для древесины Eurotex, купленную в строительном магазине.

Я покрываю лаком четыре раза с промежуточной просушкой 1-2 часа.

А затем берем наждачную бумагу мелкой зернистости и шкурим наши рисунки, сглаживая какие-то неровности и, возможно, мелкие морщинки, придавая рисунку гладкость.

И снова покрываем лаком 4-5 раз. В зависимости от того, как выглядят наши рисунки, мы можем еще раз их пошкурить, добиваясь максимальной гладкости, а затем еще несколько раз покрыть лаком.

8. И окончательный этап — это нанесение на рисунки для придания им состаренного вида жидкой патины-битума.

Макаем кисточку в битум и вытираем ее излишки о бумагу, чтобы она была почти сухая, а затем пачкаем рисунки по краю, а также ребра самой шкатулки. Также можно попачкать выбранные места на самих рисунках.

Она сохнет довольно долго, минимум — сутки. Я оставляла на двое суток.

9. И теперь мы подходим к концу нашего труда — еще 2-3 раза покрываем лаком, все это высушиваем, и наша шкатулка готова!

Эту шкатулку можно использовать на кухне для хранения кофе в зернах, пакетиков с кофе, чаем, хранить там специи. А можно использовать как шкатулочку для хранения в ней украшений.

И можно хранить в ней деньги.

А еще в ней имеется одно потайное место, где можно спрятать что-нибудь ценное небольшого размера, например, колечко или записку и никто не догадается, где это. Открываю секрет.

Крышечка открывается и закрывается и надежно прячет от чужих глаз ваш предмет.

Вот такая получилась шкатулочка в виде кофемолки. Сейчас она продается в моем магазине.

Спасибо всем, кто прочитал до конца. Всем удачи! Буду рада, если что-то из моего мастер класса окажется вам полезным.

Применение химических веществ для браширования

C помощью кислот, щелочных составов и других химикатов, смягчающих или полностью растворяющих древесные волокна, можно производить обработку поверхности без механического воздействия.

Мастеру остается только соскоблить лишнюю древесину и смыть щелочь водой и слабым раствором лимонной или уксусной кислоты.

Если вы используете средства с высокой концентрацией активных веществ, лучше не применять щетки.

Брашировка с применением химических растворов, выделяющих, как правило, вредные для здоровья запахи, должна проводиться на свежем воздухе.

Кроме химикатов для работы потребуются воск или парафин (для защиты мест, не подлежащих обработке) и кисти.

Как выбрать материал?

Следует иметь в виду, что далеко не каждые вид древесины можно обрабатывать способом браширования — это объясняется разницей в строении волокон. Хорошо подвергаются состариванию мягкие сорта дерева, а также древесина средней твердости, так как фактура годовых колец у них более четко выражена.

К ним относятся:

  • дуб;
  • венге;
  • ясень;
  • орех;
  • сосна;
  • лиственница;
  • береза;
  • кедр;
  • акация;
  • яблоня;
  • осина;
  • ольха;
  • акация.

( 55 фото) Браширование древесины

После обработки у таких досок отчетливо различается рельеф, узор приобретает выразительный вид. На поверхности просматривается структура борозд, появляются цветовые контрасты. При этом чем мягче порода, тем более фактурной будет поверхность. Чаще всего обработке подвергают наборный или необрезной брус.

Отдельные разновидности древесины непригодны для искусственного старения:

  • тик;
  • бук;
  • клен;
  • груша;
  • вишня;
  • липа.

Волокна таких деревьев выражены слабо. Технология будет неэффективной и для тропических деревьев — из-за особенностей климата у них вовсе отсутствуют годовые кольца. Легкое состаривание можно выполнять на вагонке или фанере.

Браширование не изменяет эксплуатационных характеристик материала, он остается таким же плотным. Но при этом поверхность становится максимально выразительной.

( 55 фото) Браширование древесины

Соблюдение правил безопасности

Выполнять браширование необходимо в защитной одежде, специальных очках и перчатках, а при использовании химических растворов или накопления большого количества пыли – и в респираторе. Следует также соблюдать осторожность при работе со станками.

Надеемся, что наш мастер класс и ваша фантазия помогут вам изготовить уникальные вещи, которые будут предметом восхищения всех окружающих, сделают интерьер комнат оригинальным и изысканным, и прослужат долгие годы, радуя своим видом хозяев и гостей дома.

Как самому сделать браширование дерева?


Чтобы сделать браширование дерева самостоятельно, нужно следовать следующим шагам:

  1. Подготовьте инструменты: брашировальный инструмент (например, брашировальный молоток), тетивы, лебедку, защитные очки и маску для защиты от пыли.

  2. Определите места, которые нужно брашировать, и отметьте их.

  3. Приступайте к брашированию. Используйте брашировальный молоток, чтобы высечь точечные выемки в дереве. Уделите внимание правильной технике действия, чтобы избежать повреждений.

  4. Повторяйте процедуру, пока не получите желаемый результат.

  5. Очистите поверхность дерева от остатков дерева и пыли.

Некоторые деревянные поверхности могут требовать дополнительной обработки и защиты после браширования. Обратите

ся.

Обратитесь к профессиональным специалистам или консультируйтесь с производителем, чтобы убедиться в подходящем выборе материалов и методов защиты для вашей деревянной поверхности.

Написано