В данном руководстве описывается процесс создания смотровой ямы на открытом воздухе, то есть вне гаражного помещения. Подобная смотровая яма может оказаться полезной в различных ситуациях, например, когда не представляется возможным возведение гаража. Если рассматривать «смотровую яму на улице», такое руководство будет давать практические рекомендации по созданию такой ямы, доступной для осмотра снаружи.
Понадобится:
- Лопаты;
- Цемент, песок, гравий;
- Фанера;
- Пиломатериалы;
- Арматура;
- Болгарка;
- Вязальная проволока;
- Сварочный аппарат;
- Пила;
- Строительная рулетка;
- Уровень;
- Краска, кисть;
- Гвозди, молоток.
Определитесь с местом строительства. Яму нужно расположить там, где она не будет мешать. Кстати, в нашем случае идет речь о закрывающемся бетонном коробе.
Проще будет привлечь строительную технику, но никто не говорит, что котлован нельзя выкопать своими силами. Грунт, само собой, нужно будет сразу же убрать.
Вам нужна прямоугольная яма. Что касается конкретно размера, помните, что стенки отнимут примерно по 15-18 см с каждой стороны. Кроме того, будет обустроен бетонный пол толщиной около 10-15 см. Короче говоря, при определении с размерами помните, что котлован должен быть немного больше.
Сварите из арматурного прута каркас будущей ямы. Варить его отдельно или прямо в яме, решайте сами. Кстати, по ходу дела можете использовать арматурную сетку.
Завершив обустройство армирующего каркаса, приступите к строительству опалубки. Для этого вам понадобится фанера и бруски. Укрепите стенки ребрами жесткости и не забудьте про распорки. Опалубка в любом случае должна быть достаточно прочной.
Залейте пространство между стенками опалубки и котлованом бетонным раствором. Советуем месить, исходя из расчета один к четырем. И еще, в качестве наполнителя бетонного раствора лучше всего использовать смесь гравия и песка.
Подождав некоторое время, примерно неделю, удалите опалубку. Как вы видите, в данном случае в одну из стенок были забетонированы ступени. Кроме того, края ямы оснащены уступом, благодаря которому ее можно заложить досками.
Для закрытия этой ямы можно использовать не только доски. Кстати, при желании вы можете оснастить ее вентиляцией. Правда, это не обязательно.
В завершении не можем не заметить, строить смотровую яму лучше всего не на открытом воздухе, а в гараже.
Удобное техобслуживание и мелкий ремонт авто, который можно проводить самостоятельно, можно обеспечить благодаря смотровой яме. В противном случае придется ложиться на спину под машину, что совсем не гарантирует комфорт при обслуживании. Разберемся, как сделать смотровую яму в гараже.
Размеры и глубина смотровых ям могут быть разными. При сооружении такой ямы самостоятельно, нужно исходить из габаритов автомобиля и своего роста. При этом, в смотровой яме должно быть удобно – чтобы было, где развернуться. Но шире расстояния между колесами яма быть не должна.
Обычно яму делают шириной больше восьмидесяти сантиметров. Длину ямы определяют по длине авто, к которой прибавляют 1 м. Такой подход обеспечит удобство при работе. Глубину рассчитывают исходя из собственного роста, прибавляя при этом порядка десяти-пятнадцати сантиметров. Если планируется провести под машиной много времени, помочь может небольшая табуретка или деревянный трап.
Всё описанное не является обязательным, сооружая смотровую яму в гараже своими руками, нужно стараться сделать её подходящей именно для себя.
К вопросу о расположении ямы. Как правило, удобнее сделать яму возле стены, чтобы в гараже можно было установить оборудование, шкафы и т.п., где будут размещаться запчасти.
Материал
Рассмотрим, как правильно и из каких материалов сделать стены смотровой ямы. Стены ямы обычно делают из кирпича, строительных блоков или используют монолитный бетон.
При выборе первого варианта предпочтительнее керамика, как наиболее влагостойкий материал. Стоит помнить о толщине кирпича при определении размеров ямы – после выкладывания стен кирпичом или блоками объём ямы уменьшится.
Выбор материала для стен ямы зависит от грунта. Если он является сухим и плотным – смело выбирайте кирпич. В противном случае необходимо использовать армированный бетон.
Бетонные блоки отличаются стойкостью к влаге. При использовании других блоков потребуется гидроизолирующий материал. Блоки из бетона могут без негативных последствий взаимодействовать с влагой, отличаются прочностью и не будут пучится зимой.
Если смотровая яма заливается бетоном, слой такой заливки должен быть, как минимум пятнадцать сантиметров. Также потребуется армирование бетона проволочной сеткой 0,5 см толщины. Вместо сетки возможно установление каркаса. Для него можно использовать арматуру.
Защищаем от воды
Чтобы надежно защитить яму, нужно провести гидроизоляцию снаружи. Такую гидроизоляцию нужно проводить только в процессе сооружения самой ямы. Для рассматриваемой защиты используют пленку либо мембрану из бутилкаучука или аналогичных материалов. Такую защиту нужно выстилать в несколько слоев, герметично закрепляя стыки. При этом плёнка или мембрана должны хорошо прилегать к стенам.
Для полной защиты от воды яму нужно гидроизолировать изнутри. Для этого стены пропитывают специальной обмазкой. В качестве последней нередко используют специальный состав для бассейна либо грунтовку.
Также от влаги может защитить кессон из металлического листового материала. Конструкция представлена коробом, обработанным специальным составом против коррозии. Увидеть кессон наглядно можно, изучив фото смотровой ямы в гараже с кессоном.
Вентиляция
Естественная вентиляция является неотъемлемым элементом смотровой ямы. Сделать её нужно в процессе сооружения ямы. Вентиляцию в смотровой яме также можно сделать своими руками. Для этого, при работе над полом ямы, в нём делают специальное отверстие для отвода воздуха через шланг. После установки шланга его накрывают крышкой.
Дополнительно
При желании к смотровой яме можно подвести электричество, чтобы был свет. При этом не стоит забывать о безопасности и влагоустойчивости.
Также, в тех же целях, не стоит устанавливать розетки с напряжением более 35 Вольт. Лампы в 220 Вольт использовать нельзя.
Дополнительным элементом будет крыша, которая, как правило, является деревянной. Крыша должна быть надёжной, но, при этом, не слишком тяжёлой. Золотой серединой станет толщина в три см, которая обеспечит надёжность и не вызовет проблем при открывании.
Гараж с ямой является мечтой каждого автолюбителя. Смотровая яма позволяет экономить на ремонте автомобиля, замене масла и других работах, связанных с днищем или подвеской авто. Но для многих такое удовольствие так и остается лишь мечтой. В данной статье мы попробуем доказать, что смотровая яма в гараже своими руками – это дело не такое уж и сложное, и его выполнение под силу любому.
Как самостоятельно соорудить яму в гараже?
Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, необходимо произвести несколько расчетов и измерений.
Планирование размещения
На самом начальном этапе желательно будет выяснить, насколько глубоко залегают подземные воды. Обустройство смотровой ямы в гараже обязывает наличие глубины грунтовых вод как минимум на 2,5 метра вглубь. Если на выбранном под гараж участке воды расположены выше, то от задуманной затеи лучше отказаться. Если нет желания вызывать специальные службы для замера глубины вод, то можно поинтересоваться у соседствующих владельцев гаражей, как у них обстоят дела с ямами.
В зависимости от информации, полученной о подземных водах, необходимо планировать гидроизоляцию смотровой ямы. Некоторые автолюбители отказываются от этого важного этапа, ссылаясь на то, что грунтовые воды находятся слишком глубоко и не подымаются так высоко. Однако геологическая ситуация может поменяться в любой момент. К тому же последнее время поры года устраивают нам такие сюрпризы, когда за один день может выпасть месячная, а то и годовая норма осадков. В таких ситуациях может произойти все, что угодно. Потому игнорировать гидроизоляцию подвального помещения или ямы в гараже глупо.
Учитывая климатические условия и наличие низкой температуры в зимнее время, яму для гаража можно дополнительно утеплить. Самым оптимальным вариантом для этих целей считается пенопласт. Он не боится влаги и не поддается процессам плесневения или гноения. Утеплять выкопанный котлован необходимо снаружи, то есть слой пенопласта должен располагаться между стеной ямы и земляным комом. От влажной земли пенополистирол необходимо защитить слоем гидроизоляции.
Правильное устройство смотровой ямы в гараже не может обойтись и без вентиляции. Вентиляционная система будет играть очень важную роль для автомобиля, инструментов и вещей, хранящихся в гараже, а также самого автолюбителя. В пользу этого пункта выступают следующие проблемы, которые можно решить с помощью, правильно продуманной и выполненной, вентиляции:
- Образование и задержка влаги в закрытом, холодном помещении (ее излишки пагубно влияют на работу автомобиля и других инструментов);
- Выделение вредных веществ и испарений автомобилем и другими средствами, хранящимися в гараже;
- Отсутствие потока чистого воздуха в зимнее время при закрытых воротах.
Вентиляционная система в самодельной яме может быть выполнена по двум схемам:
- Общая вентиляция;
- Автономная вентиляция.
Общая вентиляция подразумевает наличие двух труб, имеющих выход из гаража на улицу. Одна из труб транспортирует свежий воздух извне и распределяет его по основному помещению и смотровой яме. Для таких манипуляций в трубе имеется тройник с системой вход – выход в гараж – выход в яму. Вторая труба обеспечивает вывод отработанного воздуха наружу из обоих помещений. Ее нижний край располагается в самом верху ямы и забирает оттуда грязный воздух, под потолком гаража находится второе отверстие трубы, куда уходят все «ароматы» его напольной части. Наружу отработанный воздух выбрасывается через верхний край трубы, который на 50см возвышается над уровнем крыши. Вход и выход вентиляционной трубы должны располагаться на противоположных стенах гаража.
Автономная вентиляция смотровых ям используется крайне редко. Для ее организации необходимо провести две трубы под стенами гаража или вывести их на крышу. Входная труба должна располагаться внизу ямы, а выходная — в ее верхней части. Наружный край входной трубы нужно расположить на уровне 50 см над землей и защитить специальной решеткой. Уличную часть выходной трубы необходимо поднять на 2-2,5 м над землей и прикрыть металлическим наконечником в форме зонтика. Такое приспособление защитит трубу от проникновения в нее дополнительной влаги и грязи.
Обязательным условием обустройства качественной вентиляции является проверка ее на завершающих этапах. Для того чтобы протестировать вентиляционную систему, достаточно поднести к ее выходному отверстию зажженную спичку, свечу или зажигалку. Пламя огня при этом должно податься вовнутрь трубы, как будто бы его туда засасывает. Если же поднести огонек к входному отверстию, то на пламя должен подуть поток воздуха — возможно огонь даже потухнет.
В схеме планирования котлована для гаража также желательно учесть еще два немаловажных пункта — источники дополнительного освещения и проемы в стене в виде ниш
Ниши будут очень удобным приспособлением для автолюбителя – в них в любой момент можно что-то положить на время работы или хранить в них, часто используемые, вещи или инструменты. Их расположение должно быть учтено при разработке эскиза и возведении стен. Для обустройства таких углублений зачастую используются металлические ящики или временные деревянные макеты, которые впоследствии бетонируются.
При планировании освещения необходимо учитывать следующие нюансы:
- Напряжение внутри смотровой ямы должно быть не более 36В (220В в таких помещениях запрещено);
- Кабель для проводки должен быть максимально защищен – желательно поместить его в специальную металлическую гофротрубу;
- Лампы необходимо использовать в 12В или 36В – оптимальным вариантом являются светодиодные лед-лампы (вольфрамовые лампы подвержены взрывам).
Важно! Если учесть все, вышеперечисленные советы, то по итогу не придется ничего доделывать и переделывать. Ведь ремонт смотровой ямы в гараже или ее демонтаж – дело нелегкое, и на него может уйти даже гораздо больше сил и нервов, чем на постройку нового сооружения.
Материалы для строительства
Если грунтовые воды залегают очень глубоко, то можно сделать яму своими руками из кирпича или пеноблоков . Если же грунт под гаражом отличается повышенной влажностью, то лучше всего залить ее бетоном. Дело в том, что бетон не боится влаги, а наоборот крепнет под ее воздействием. Для бетонной заливки необходимо дополнительно армировать стену.
Вот перечень всех материалов, которые могут понадобиться для обустройства ямы своими руками:
5. Брус 30х30 или 40х40;
6. Доска 25мм или фанера 10х15 (для опалубки);
7. Доска 40-45мм обработанная (для укрытия ямы);
8. Арматурный прут 6х8 (для армирования);
9. Плотный полиэтилен, рубероид, бутилкаучук или акваизол (для гидроизоляции);
10. Уголок 50х50 (для ограждения ямы и закрепления ее периметра);
11. Проволока 1,5х2 (для связывания армированной сетки);
12. Пластиковая труба 100мм (вентиляция);
13. Кирпич, пеноблоки или цемент (для возведения стен).
Параметры ямы
Перед тем, как выкопать яму, необходимо определиться с ее параметрами и нанести разметку на поверхность земли или пола.
При нанесении разметки нужно учитывать, что в выстроенном гараже со стяжкой пола выполнять рисунок гораздо легче, чем при отсутствии гаража. На голой земле можно использовать, вбитые в грунт по всему периметру, колышки или четыре маячка, на которые натянута веревка, образующая форму и размеры будущей канавы.
В случае с построенным гаражом возникает другая проблема – выкапывать котлован в нем намного сложнее, нежели на открытом участке земли. В данной ситуации невозможно воспользоваться услугами техники – все придется делать собственноручно. К тому же, желательно будет заручиться помощью извне, так как помимо копательных работ, нужно будет еще и выносить отрытую землю. Такой труд займет намного больше времени и сил. Выкопанную землю лучше не относить далеко, так как она еще понадобится для зарывания проема между выложенным и грунтовым краем ямы.
Для того чтобы рассчитать нужные размеры ямы в гараже, можно воспользоваться следующими советами:
1. Как правило, ширина ямы напрямую зависит от расстояния между колесами авто – она должна быть на 20см меньше, чем это расстояние;
2. Нужно учитывать то, что возможно когда-нибудь в гараже будет стоять другая машина, потому желательно брать средний показатель ширины – зачастую он составляет 80-85см;
3. Длина ямы также зависит от длины авто, но можно применять, как меньшие размеры, так и большие (многие делают котлован на метр длиннее автомобиля, а некоторые, кто не располагает большим пространством, наоборот, укорачивают яму – тогда авто приходится загонять то передом, то задом);
4. Глубина рытвины высчитывается исходя из роста владельца гаража – к его полному росту желательно добавить 10-15см.
Рассчитывая размеры ямы в гараже, нужно также учитывать зазор на кладку стен и заливку пола. Если планируется выложить стены из кирпича или залить бетоном, то котлован желательно увеличить еще на 25-30см. Если же решено выкладывать их из газоблоков , то дополнительно нужно накинуть еще 40см. Заливка пола также украдет около 20см высоты. Наличие гидроизоляции подразумевает добавления 15-17см.
Алгоритм действий
1. Роем котлован.
2. Роем траншеи для вентиляции (если будет использоваться автономная система).
3. Утрамбовываем пол. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала тщательно утрамбовываем слой земли, затем насыпаем на нее пятисантиметровый слой щебня или гравия и также хорошенько утрамбовываем. К уплотненному слою щебня досыпаем еще один пятисантиметровый слой. Последним шаром делаем слой песка в 5см. Некоторые специалисты предпочитают повторить все слои еще раз, ну а другие обходятся и одним заходом.
4. Гидроизоляция. Дно и стены котлована устилаем гидроизоляционным материалом, куски которого накладываем друг на друга внахлест на 15-20см. Если используем рубероид, то места стыков обрабатываем мастикой, если полиэтилен или другие материалы, то стыки заклеиваем двусторонним скотчем. На верхних краях ямы гидроизоляцию фиксируем чем-то тяжелым.
5. Выполняем монтаж вентиляции.
6. Устанавливаем армированную сетку на пол. Прежде, чем размещать армированную сетку на пол, устилаем его утеплителем. Если же пенопласт не планировалось использовать, то сетку фиксируем на уровне в 5-7см.
7. Заливаем пол. Бетонировать пол желательно цементом марки М-400. Пропорции песка, щебня и цемента выдерживаем в соответствии 2:2:1. Желательно использовать бетономешалку, если ее нет – лучше добавить в раствор пластификатор, жидкое стекло или жидкое мыло. Если используем утеплитель, то слой бетона делаем около 5см, если не используем, то — не менее 10-12см.
8. Выдерживаем паузу, пока схватится бетон. В зависимости от погодных условий придется подождать от недели до двух.
9. Возводим стены, не забывая о проемах для освещения и ниш.
10. Укладываем на сделанный каркас стен уголок. Его можно прикрепить с помощью приваренных к нему закладных (если решено было выкладывать кирпич) или длинных шпилек (если стена была сделана из бетона).
11. Засыпаем проем между землей и стенами смотровой ямы смесью глины с грунтом, тщательно утрамбовывая все слои.
12. Делаем стяжку пола.
13. Сооружаем крышку для ямы.
Возведение стен
Если решено было возводить стены из кирпича или других блоков, то отступив от грунтового слоя 10-12см, необходимо начать делать кладку. Для точности возведения можно натянуть нити, которые будут служить уровнем. В процессе работы желательно армировать кладку через каждые пару рядов. Вентиляционные трубы необходимо заложить. Раствор для кладки готовится из песка и цемента в соотношении один к трем.
Если стены будут возводиться из бетона, то перед их заливкой необходимо обустроить опалубку и установить арматурную решетку. Для изготовления опалубки можно использовать доски или фанеру (она не пропускает раствор, и благодаря ей стены получаются ровнее). Изнутри и снаружи фанеру лучше всего подпереть брусками, чтобы под весом раствора она не изгибалась и не деформировала стену. Ровно посредине между фанерами нужно расположить арматурную решетку. Рекомендуется залить раствор за один раз. Снять опалубку можно будет после полного высыхания бетона (от недели до двух).
Надеемся, ознакомившись с подробной инструкцией и рассмотрев все фото, приведенные в данной статье, Вам станет намного понятнее, как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками. Незабудьте просушивать яму, если вы купили уже готовый гараж.
Можно ли сделать смотровую яму в гараже?
Да, вы можете сделать смотровую яму в гараже. Смотровая яма — это погреб, подвал или просто углубление в полу, которое предназначено для осмотра и обслуживания транспортных средств, а также выполнения различных работ под ними. Смотровые ямы могут быть полезными для ремонта и технического обслуживания автомобилей и мотоциклов. Однако при создании смотровой ямы необходимо учесть несколько важных аспектов:
-
Планирование: Перед тем как начать строительство смотровой ямы, хорошо продумайте ее расположение в гараже и убедитесь, что оно не мешает нормальному движению и работе.
-
Размеры: Смотровая яма должна быть достаточно глубокой и широкой, чтобы вам было удобно проводить работы под автомобилем. Следует также учесть высоту и длину ямы.
-
Безопасность: Обеспечьте безопасность смотровой ямы. Рекомендуется иметь лестницу, перила и хорошую освещенность для безопасного спуска и работы в яме.
-
Вентиляция: Смотровая яма может оказаться местом скопления газов и запахов, поэтому важно предусмотреть хорошую вентиляцию.
-
Поддерживающая конструкция: Поддерживающая конструкция смотровой ямы должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать вес автомобиля и защищать яму от обрушения.
-
Отвод воды: Предусмотрите отвод воды из ямы, чтобы избежать скопления воды, что может негативно повлиять на ее состояние и безопасность.
-
Материалы: Используйте прочные материалы для конструкции смотровой ямы, такие как железобетонные плиты или стальные балки. Подумайте о том, какие материалы подойдут для облицовки стен и пола.
-
Соответствие нормам: Учтите местные строительные и безопасностные нормы и рекомендации при проектировании и строительстве смотровой ямы.
Перед тем как приступить к строительству, рекомендуется проконсультироваться с профессионалами, такими как инженеры или строительные специалисты, чтобы убедиться, что ваша смотровая яма будет безопасной, удобной и соответствующей стандартам.