Как узнать, сгорел ли насос — проверка дренажного насоса через конденсатор, обмотку мультиметром, поплавок и др.

Дренажные насосы, как правило, функционируют в условиях повышенной нагрузки и тяжелых рабочих условий. В процессе эксплуатации важно следить за техническими характеристиками, которые регулярно подвергаются проверкам с использованием испытаний.

Как проверить дренажный насос

Проверке подлежат все основные узлы:

  • асинхронный электродвигатель;
  • вал с торцевым уплотнением;
  • рабочее колесо;
  • автоматика и поплавковый выключатель.

Дренажные насосу имеют моноблочную герметичную конструкцию. Внутри корпуса размещен электродвигатель и насосный механизм. Для предотвращения протечек все соединения тщательно подгоняются и уплотняются.

Проверка насоса на надежность

Перед вводом насоса в эксплуатацию после ремонта или при установке новой техники выполняют обязательные испытания по стандартной процедуре с определением основных технических характеристик.

Проверку начинают с внешнего осмотра корпуса, креплений сборочных узлов и деталей, качества защитных покрытий. После этого производится обкатка конструкции на работоспособность и определение напорной, энергетической и кавитационной характеристик.

Гидростатические испытания чистой холодной водой проводят в течение 10 минут при выдержке давления. Испытательное давление соответствует не менее полуторократному максимально допустимому рабочему давлению.

При проведении проверки другой жидкостью тестируются:

  • уровень вибрации;
  • температура подшипников;
  • утечка уплотнений.

Перед установкой дренажный насос проверяют пробным запуском. У погружных моделей он производится без погружения в течение 10 секунд. Это необходимо для проверки вращения электродвигателя.

Пробный пуск двигателя дренажного насоса

Перед проверкой насос и трубопровод на входе заполняются водой. После этого включается двигатель, а после достижения необходимой частоты вращения открывается кран манометра.

В ходе проверки контролируют:

  • температуру и вибрацию подшипников;
  • величину утечки через уплотнение;
  • герметичность всех соединений.

Опробование работы производится в течение 1 часа в разных режимах. Нагрев подшипниковых узлов не должен превышать 80 оС.

Проверка перед запуском в эксплуатацию

Перед использованием дренажного насоса внимательно осматривают корпус, детали гидравлической части и двигатель. Если у вала обнаруживаются трещины, то требуется его замена. Искривление ротора усправляют механической и термической правкой. Рабочие колеса пригодны к работе, если не имеют трещин, а износ лопаток и дисков составляет не более 25 % от первоначальных размеров. Изгиб лопаток не допускается. Места, поврежденные коррозией, зачищают и производят наплавку металла с последующей обработкой и балансировкой конструкции. трещины заваривают.

Если техника запускается после длительного простоя ротор необходимо провернуть вручную и проверить плавность хода, отсутствие блокировки. Нужно обязательно убедиться, что в подшипниках есть смазка, а также выполнить продувку манометра. Поле заполнения насоса водой включают электродвигатель. Проверка напора производится при закрытой задвижке на входе (нулевой подаче) по показаниям манометра. После этого задвижку открывают и устанавливают номинальный рабочий режим. При необходимости регулируют давление жидкости системы охлаждения.

Контроль работоспособности насоса производят ежедневно, проверяя:

  • показания приборов;
  • герметичность соединений;
  • утечки через сальниковое уплотнение;
  • нагрев подшипников.

Если при эксплуатации возникают резкие колебания стрелки манометра, повышенный шум и вибрация, то это свидетельствует об аварийной ситуации. В этом случае работу останавливают для выявления и устранения неисправностей.

Наиболее распространенные поломки дренажных насосов

Поломки насосов возникают из-за чрезмерного количества абразивных частиц в жидкости, агрессивности рабочей среды, превышения допустимой температуры эксплуатации или размещения ниже допустимого уровня. При длительной работе неизбежно возникают коррозия и эрозия внутренних поверхностей корпуса и рабочего колеса, деформация вала двигателя, протечки.

Наиболее распространены следующие поломки:

  • повышение протечки сальникового торцевого уплотнения, что свидетельствует об износе набивки и необходимости ее замены;
  • повышенные шум и вибрация указывают на нарушение соосности валов насоса и двигателя, устраняется их центрированием;
  • чрезмерный нагрев подшипников возникает о некачественной или избыточной смазке, износе узла, — заменяют смазку или подшипник;
  • колебание стрелки манометра возможно из-за попадания внутрь воздуха через неплотности подводящей трубы, для устранения затягивают фланцы или заменяют уплотнение.

Если рабочие характеристики насоса не соответствуют заявленным в документации, нужно проверить правильность подключения фаз и при необходимости переключить провода. Причиной низкого давления может быть недостаточная частота вращения, и нужно отрегулировать режим электропитания.

Чрезмерное энергопотребление по причине завышенной мощности возникает при чрезмерной подаче, несоосности валов, износе элементов рабочего колеса, сальниковой набивки или подшипника. Изношенные элементы подлежат замене, а подача регулируется задвижкой на выходном напорном трубопроводе.

Обязательному устранению подлежит чрезмерная вибрация по причине разбалансировки ротора и рабочего колеса. Она возникает из-за дефектов обработки поверхностей, небрежной сборки, дефектов металла в виде раковин, неравномерного коррозионного износа или загрязнения продуктами рабочей среды. Разбалансированное состояние механизма приводит к сокращению срока службы подшипника в 2-3 раза. В дальнейшем это приводит к поломке двигателя.

Устранение кавитации

При недостаточном давлении на входе дренажного насоса и большом расходе жидкости возникает кавитация, сокращающая срок службы рабочего колеса. Вдоль лопаток рабочего колеса образовываются и схлопываются пузырьки газа. Выделяющаяся энергия разрушительно действует на поверхности лопастей, которые подвергаются тепловому, электрохимическому, ударному воздействию. Наиболее устойчивы к кавитации детали из нержавеющей стали, наименее — чугуна. Из-за возникающих повреждений значительно ухудшается производительность. Причиной может служить плохой отвод тепла в резервуаре, слишком длинный входной патрубок, низкий уровень воды и попадание воздуха на входе, засор канала, слишком высокая температура перекачиваемой жидкости. Для устранения проблемы насос нужно демонтировать и осмотреть рабочее колесо, уплотнение вала и подшипники. Ущерб заметно возрастает при работе с агрессивными жидкостями и наличием абразивных включений. В таких ситуациях часто требуется полная замена колеса.

Для предотвращения кавитации производят расчет оптимальной высоты подъема жидкости при всасывании и минимально допустимого давления без риска образования пузырьков. Расчеты выполняются с учетом температуры, плотности и теплоемкости рабочей среды.

Проверка двигателя

Асинхронные двигатели рассчитаны на срок службы 15—20 лет при соблюдении условий эксплуатации. Однако в реальной жизни на их работу негативно влияет плохое качество питающего напряжения, технологические перегрузки, недостаточный отвод тепла, повышенные влажность и температура, из-за чего возникают поломки.

Все неисправности можно разделить на механические и электрические. К механическим поломкам относятся дефекты корпуса и вала, повреждение подшипников. Из-за этого двигатель начинает вибрировать и сильнее греться. К электрическим повреждениям относят межвитковые замыкания, выход из строя конденсатора, пробои или снижение сопротивления изоляции.

Проверить асинхронный двигатель дренажного насоса можно с помощью таких современных приборов как мультиметр, омметр, тепловизор. Тестовую диагностику производят измерением сопротивления изоляции и обмоток, токов утечки и др. Такой метод диагностики не требует отключения и демонтажа насоса.

Перегрев электродвигателя определяют при помощи тепловизора. Для устранения неисправности нужно снизить напряжение в сети до номинального или улучшить отвод тепла. При межвитковом замыкании местами перегревается обмотка статора. Главный признак — разница значений тока в фазах.

Межвитковое замыкание можно диагностировать визуально. Корпус двигателя разбирается для обнаружения сгоревшей части обмотки. Эту неисправность нужно устранить быстро, поскольку вскоре двигатель начинает дымиться, и существует риск возникновения пожара.

Если двигатель гудит, но не запускается, нужно знать, как проверить конденсатор на дренажном насосе. Для этого сначала отключают пусковую автоматику и производят повторный запуск. Если насос начал работать, то причина в конденсаторе, который потребуется заменить на аналогичный. Подробно об этом можно посмотреть на видео.

Как проверить поплавок на дренажном насосе

Если автоматика не срабатывает, то в первую очередь нужно проверить, нет ли помехи для свободного перемещения поплавка. Возможно, причиной неисправности стало загрязнение, и устройство нуждается в прочистке. Если это не помогло, требуется ремонт поплавкового выключателя. Наиболее частые поломки:

  • подгорание контактов;
  • повреждение датчиков;
  • разгерметизация корпуса и попадание влаги внутрь;
  • повреждение кабеля.

В большинстве случаев поплавковый механизм меняют в сборе.

Если самостоятельная проверка насосного оборудования не помогла выявить причины неисправностей или вы не смогли отрегулировать рабочие параметры, обращайтесь к специалистам сервисного центра. Помните, что непрофессиональный ремонт зачастую усугубляет ситуацию и приводит к еще большим затратам.

Как узнать сгорел насос или нет?


Если вы подозреваете, что насос сгорел, есть несколько признаков, которые могут указывать на это:

  1. Насос не включается или не работает. Если вы пытаетесь включить насос, но он не реагирует, это может быть признаком того, что он сгорел.

  2. Насос издает необычные звуки. Если насос производит странные звуки, например, шумит, гудит или стучит, это может быть признаком того, что он неисправен.

  3. Насос не создает достаточное давление. Если насос работает, но не создает достаточного давления для выполнения своих функций, это может быть признаком того, что он сгорел или неисправен.

  4. Насос сильно нагревается. Если насос сильно нагревается, это может быть признаком того, что он неисправен.

Если вы обнаружили какие-либо из вышеуказанных признаков, лучше всего обратиться к специалисту для диагностики и ремонта насоса. Он может провести дополнительные проверки, чтобы определить, сгорел ли насос, и принять решение о том, как его ремонтировать или заменить.

Видео. Признаки неисправности реле топливного насоса

Написано