Как выбрать подходящую пропитку для вагонки цвета в вашем дачном домике? Рассмотрим различные варианты декоративных и защитных покрытий, а также представим варианты интерьерных решений. Помимо этого, расскажем о различных методах обработки деревянных поверхностей, ведь для сохранения красоты и долговечности любого деревянного материала необходимо применять соответствующие защитные составы.
Зачем обрабатывать и красить вагонку
- Улучшают внешний вид лицевой поверхности вагонки;
- Препятствуют естественному потемнению древесины;
- Защищают от плесени, грибка и гнили;
- Сокращают выделение смолы из хвойных пород;
- Улучшают водоотталкивающие свойства, тем самым предотвращают разбухание и деформацию;
- Снижают способность к возгоранию и распространению огня.
Покрытия разных видов решают одну или несколько проблем. Поэтому для наилучшей защиты приходится выбирать сразу несколько составов. Чем покрасить вагонку внутри дома зависит от того какие именно функции возложены на покрытие и какой внешний вид отделки хотелось бы получить в итоге.
Зачем нужна пропитка?
Некоторые владельцы частных домов не видят смысла в обработке поверхности вагонки пропитками. На самом деле, если тонкие дощечки ничем не покрывать, через определенный временной промежуток на них появятся не самые хорошие изменения. Если имеет место недостаточная вентиляция, вгонка покроется своеобразной синевой, а если на нее будет интенсивно воздействовать агрессивное солнце, то она может стать темно-серой.
Синева на вагонке обусловлена действием микроорганизмов, избавиться от коих удастся при помощи специальных окислителей, к примеру, хлора.
Процедура окажется не самой легкой и быстрой, будет сопровождаться характерными неприятными запахами.
Если на вагонке появился сероватый налет от воздействия солнечных лучей, то от него удастся избавиться, обратившись к механической шлифовке. Но положительного эффекта от этих процедур вряд ли хватит на долгое время. Целесообразнее прибегать к обработке отделочного материала сразу после его монтажа. В таком случае проблем в дальнейшем удастся избежать.
Подходящие для вагонки пропитки не только защищают ее от негативных внешних факторов, но и делают ее более привлекательной эстетически. С таким дополнением интерьер выглядит приятнее, аккуратнее.
Вагонка, на которой присутствует водостойкая обработка, прослужит гораздо дольше, даже если будет находиться в сыром или нерегулярно отапливаемом помещении.
Все о покраске вагонки
Зачем это нужно
Чем можно красить
- Защитные препараты
- Декоративная обработка
Как покрасить
Обзор составов
Все составы можно условно разделить на 3 группы:
- Пропитки;
- Лаки;
- Краски.
С помощью специальных составов можно менять цвет, не скрывая структуру материала
Разберемся с каждым вариантом отдельно и рассмотрим, чем лучше покрыть вагонку внутри дома.
Каким лаком покрыть вагонку?
Огромный выбор лакокрасочной продукции приводит в замешательство. На сегодняшний день лаки для покрытия вагонки бывают:
- акриловые водные;
- алкидные;
- водоэмульсионные;
- акрило-полиуретановые;
- полиуретановые.
Акриловые водные выбирают для внутренних работ, по своей структуре они разделяются на матовые и глянцевые. Алкидные подходят для всех видов работ: внутренних и внешних. Водоэмульсионные хороши для внутренней отделки. Акрило-полиуретановые практически не подвержены выгоранию, и подходят для солнечных помещений. Полиуретановые лаки защищают древесину от пожелтения и УФ-лучей.
Разновидности составов
В специализированных магазинах можно найти много различных средств, идеально подходящих для обработки вагонки внутри дачного домика. Каждый состав отличается своими особенностями и характеристиками. Ознакомимся с ними.
Антипирены
Вагонка, что установлена во внутренней части дачного дома, может находиться в непосредственной близости от отопительных систем, нагревающихся устройств. В таком случае деревянную отделку важно качественно защитить от вероятного воспламенения. Для этого идеально подходят специальные антипиреновые пропитки. В самостоятельном нанесении они могут оказаться не самыми «податливыми».
Проще приобрести для дачи такую вагонку, которая изначально пропитана рассматриваемыми составами. В помещениях, где имеет место концентрация влаги не более 70%, материал разрешается обрабатывать растворами умеренной устойчивости. В условиях внутренней части жилища подобные составы сохранятся на долгое время и стоят дешевле, нежели атмосферостойкие варианты.
Антисептические составы
Серьезный фактор риска для любой древесины – воздействие со стороны опасных микроорганизмов. Забыть об этой распространенной проблеме получится, если обратиться к подходящим антисептическим средствам. Специальные антимикробные составы, которые идеально подходят для пропитки ими дерева, легко справляются с загрязнениями биологического типа, предупреждают появление свежих очагов гниения и плесени.
Антисептические составы зачастую имеют характерный резковатый запах, который не выветривается на протяжении долгого времени. На эту особенность указанных пропиток следует обращать внимание, выбирая подходящий антисептик для вагонки.
Препараты, имеющие более высокую стоимость, могут не только оберегать вагонку от опасных для нее микроорганизмов, но и способны одновременно делать материал более эстетичным, привлекательным.
Морилки
Представляют собой специализированные жидкости, в основе которых имеется вода либо органические растворители, способные проникать в самую глубь дерева, создавая при этом определенный цветовой оттенок. Морилки также называют «бейц» – это иностранный термин.Рассматриваемые изделия не призваны защищать вагону. Они могут ее только затонировать, хотя в продаже можно встретить более функциональные продукты с ощутимым защитным эффектом, но они и стоят дороже.
Зачастую на деревянных досках проявляются темные пятнышки, образование коих не всегда становится понятным. Обрабатывать подобные участки допустимо при помощи отбеливателя, но для этого надо грамотно выбрать концентрацию и период выдержки. Стоит испытать состав на отходах вагонки, чтобы посмотреть, как поведет себя и изменится материал.
Лаки
Характеризуются прекрасным защитным эффектом в отношении дерева. Их разрешается задействовать для промазки вагонки в частном или дачном доме. К этим же составам обращаются, чтобы придать отделке более привлекательный внешний вид. Лаковые растворы, в основе которых лежит акрил, могут украсить поверхность вагонки, а также сформировать на ней особый барьер.
Специальный аквалак отличается минимальным уровнем аллергенности.
Его можно смело задействовать с целью обработки дерева внутри строения. Сохнет этот состав подольше, нежели органические жидкости, но является более безопасным для здоровья домочадцев. При помощи аквалака удастся создать или полностью, или немного матовую, глянцевую поверхность облицовки.
Если в рассматриваемый раствор внести понравившийся колер, в результате получится окрашивающее средство определенного оттенка. С наружной стороны подобный состав на облицовке долгое время продержаться не сможет, потому для уличного нанесения его применять не рекомендуется. Лаки, основанные на воде, формируют барьер для попадания пара.
В прочие лаковые композиции вносят компоненты, призванные защищать материал основы от воздействия лучей ультрафиолета. Подобными вариантами есть смысл обрабатывать поверхности, на которые попадает солнце на протяжении большей части дня. Неплохой стойкостью отличается алкидный лаковый состав. После высыхания покрытие из него может держаться на материале больше 10 лет. Часто внутри дачного дома из дерева подобными средствами советуют обрабатывать напольную доску. Любители интересных цветовых решений наносят алкидные растворы и на стены в жилище.
Краски
Чтобы обработать внутреннюю деревянную облицовку в дачном домике, можно пользоваться разнообразными красящими смесями для дерева. «Ветеранами» в эксплуатации оказываются масляные краски. Они представлены в разных цветовых и оттеночных решениях.
На сухом основании подобные покрытия могут продержаться около 7 лет. Как только этот срок подойдет к концу, слой может обесцветиться или даже отслоиться.
В таком случае покраску придется провести повторно. Чтобы улучшить закрепление определенных пигментов на древесине, желательно прибегнуть к предварительной обработке олифой.
Если происходит закупорка пор древесины, в жилище микроклимат становится хуже. Во время покраски вагонки имеет место существенное испарение растворяющего компонента, для которого характерен не самый приятный запах.
Пары органики могут навредить здоровью человека, поэтому к покраске стоит прибегать только летом и в условиях раскрытых окон и дверей.
Акрилатные краски тоже имеют специфичный запах. Красить ими вагонку тоже надо осторожно, проветривая комнату. В нанесении эта краска оказывается более простой и податливой, нежели масляные составы. Она создает эластичную пленку на основании.
Масла и воски
Кроме олифы, что производят из высыхающих масел, деревянную облицовку покрывают и другими масляными растворами, что отлично поглощаются вагонкой. Такие составы создают на дереве или матовую, или с блеском поверхность. Их нужно аккуратно втирать в основание, а потом полировать. Такую же химическую структуру носят в себе восковые смеси, отличие кроется только в подмене глицерина сложного эфира на спирт одноатомный.
Воски характерны высокой устойчивостью. С их помощью на поверхности вагонки может быть сформирована идеально ровная поверхность с приятным блеском.
Восковые покрытия способны удерживаться на древесине десятками лет, если не будут испытывать существенных нагрузок.
Восковая глазурь реализуется в состоянии, уже готовом к использованию. Твердые же разновидности восков сперва потребуется размягчить, прибегая к плавлению под действием водяной бани. Чтоб воск мог распределиться по вагонке равномерно и качественно, основу рекомендуется предварительно тщательно загрунтовать. Неплохой результат удастся получить, если обработать вагонку сочетанием лака и масел.
Покраска дерева с сохранением текстуры
Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.
При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.
Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.
Необходимые инструменты и материалы
Помимо самого пропиточного состава нужно подготовить инструментарий для нанесения. Это может быть краскопульт или набор кисточек разного размера. На упаковке продукта даются подробные инструкции по технологии нанесения, где указываются рекомендуемые инструменты.
Также для работ пригодятся:
- строительный скотч;
- впитывающие салфетки;
- емкость для красящего продукта;
- наждачная бумага №240.
Для промазывания стыковых областей лучше подготовить отдельную небольшую кисточку. Чтобы к поверхности не прилипали ворсинки, инструменты нужно периодически прополаскивать в мыльном растворе. Стоит это сделать и перед началом нанесения продукта.
Особенности нанесения пропиток
Вагонка подразделяется на несколько типов. Разные материалы отличаются друг от друга числом и строением стыков. Исходя из этих параметров, требуется различный объем усилий для ее качественной подготовки.
При выполнении работ следует придерживаться определенных правил.
- Прежде чем обработать вагонку любым из допустимых составов, необходимо внимательно осмотреть все доски. Если на них есть темные пятна, придется прибегнуть к локальному осветлению при помощи отбеливателя.
- Далее всю поверхность понадобится немного промыть, используя разбавленный содовый раствор. Нужно будет дождаться, когда вода до конца испарится. Лишь после этого можно приступать к обработке вагонки грунтом и главным раствором либо сразу пропиткой.
- Трещины надо закрыть шпаклевкой. Поверхности потребуют зачистки наждачкой.
- Чтобы декоративный пласт закрепился лучше, вагонку можно загрунтовать. Грунт особенно тщательно надо распределить по швам. Чтобы нанести выбранную грунтовочную смесь на основную часть отделочного материала, можно задействовать удобный краскопульт, но в местах, где присутствуют стыки, лучше всего работать только с кисточкой.
Причины, почему следует обрабатывать вагонку
Приятный цвет необработанной вагонки недолго будет радовать глаз. Дерево начнет портится в процессе эксплуатации внутри дома. Прежде чем искать, чем обработать вагонку, необходимо понимать причины, почему она утрачивает свой красивый внешний вид. На древесину может влиять сырость, нападение насекомых-вредителей и, наконец, даже самые простейшие жирные пятна и потертости.
Несколько основных причин, зачем вагонке нужна обработка защитными средствами:
- Гидроизоляция. Доски становятся более устойчивы к воде, если в помещении повышенная влажность.
- Антисептика. Споры грибка, микроорганизмы плесени не смогут попасть в самую глубину микротрещин волокнистой структуры дерева.
- Барьер против вредителей. Никакой жук-короед (древоточец) или любое другое насекомое-вредитель не сможет разрушить деревянное покрытие.
- Сохранность цвета. Обработанная вагонка не темнеет со временем, сохраняет свой натуральный цвет на протяжении всего срока эксплуатации.
- Безопасность для здоровья. Если вагонка изготовлена из хвойных пород дерева, то выделение их смол из доски прекращается после ее обработки защитой. Этот нюанс важен для помещений, в которых люди спят или находятся чаще всего.
- Пожаробезопасность. Высокую воспламеняемость дерева можно снизить, если обработать его антипиренами в несколько слоев.
Пропитка обеспечивает яркость и сохранность цвета вагонки Источник winterhouse.ru
Обработка антипиреном поверхности дерева для его защиты от огня Источник sigma01.ru
Дерево дольше сохранит целостность в условиях повышенной влажности потому, что защитный слой пропитки или укрывного материала предотвратит его разбухание и гниение. При нападении мелких насекомых слой защиты не даст превратить древесины в труху. Если на поверхности неокрашенной вагонки периодически наносить защитный слой пропитки, тогда она будет покрываться пятнами и сохранит все свои дизайнерские свойства – цвет, фактуру плавных изгибов, рисунок древесных разводов.
Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости
Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется в интерьерах стиля лофт.
Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен
Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.
Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.
Пример выбора покрытия
Так чем покрыть вагонку внутри дома? Ответим на этот вопрос, взяв для примера евро вагонку из дуба.
Для жилого помещения стоит отталкиваться от особенностей древесины. Крепкий дуб нуждается в минимальной гидроизоляции, его невозможно поджечь спичкой или окурком, физические повреждения ему практически не страшны.
После грунтовки листа замок и место среза необходимо обработать жидким антисептическим составом. После этого дубовые листы покрываются ровным слоем бесцветного лака, причем проблемные места (если это вагонка 2-го и хуже сорта) должны быть затерты эпоксидной смолой или аналогами. Этого покрытия достаточно для активной эксплуатации покрытия в течение 7-9 лет.
Для мягких пород, например, сосны или ольхи, алгоритм нанесения защитных средств будет следующим:
- Грунтовка;
- Антисептик (1-2 слоя);
- Противоударная + противопожарная смеси;
- Эмаль с необходимым оттенком или бесцветный лак.
Такого покрытия хватит для 6-7 лет эксплуатации.
Технология окрашивания деревянной вагонки
- перед покраской или нанесением лака/краски их нужно хорошо перемешать. Так они будут ложиться более равномерно;
- пробный выкрас позволит понять, как будет выглядеть окрашенная поверхность;
- краску лучше наносить в несколько тонких слоев. Так каждый слой будет быстрее сохнуть, а покрытие будет нанесено более равномерно;
- очередной слой краски/лака нужно наносить только после того как полностью высохнет первый;
- окрашивая краской вагонку нужно оставить зазоры величиной в 2-3 см. сверху и снизу панелей. Это позволит дереву дышать. А сами зазоры можно закрыть декоративным плинтусом;
- чтобы избежать получения различных оттенков древесины лучше производить окрашивание краской за один раз, материалом из одной партии;
- если есть необходимость прервать работу старайтесь сделать так, чтобы «шов», граница покрашенного и непокрашенного участка находилась не на видном месте;
Советы по хранению открытой банки краски:
Если работа прерывается надолго, то чтобы не допустить появления пленки на поверхности краски можно положить на поверхность картон, пропитанный олифой.
В том случае, если пленка появилась, то ее частички могут попасть на окрашиваемую поверхность. Лучше в этом случае, закрыть поверхность поролоном и макать кисть через него.
- более насыщенный цвет/оттенок можно получить, если нанести краску несколько раз (до 4-х). Дальнейшее увеличение числа слоев не будет иметь эффекта;
- не допускайте чрезмерно быстрого высыхания краски/лака. Это может привести к растрескиванию окрашенного слоя. Профессионалы не рекомендуют наносить краску/лак под воздействие прямых солнечных лучей.
Заключение
Разобравшись с нюансами обработки, пропитки и окрашивания деревянной вагонки можно создать красивую поверхность, а главное обеспечить ее долгую эксплуатацию.
Чем можно пропитать вагонку?
Пропитка вагонки может помочь увеличить ее стойкость к воздействию внешних факторов и продлить ее срок службы. Вот несколько способов пропитки вагонки:
-
Масло для дерева. Масло для дерева обеспечивает защиту от воды и других внешних факторов, придавая поверхности блестящий оттенок. Оно также может улучшить цвет и текстуру древесины.
-
Лак для дерева. Лак для дерева обеспечивает дополнительную защиту от воды и внешних факторов, создавая прочный и долговечный слой на поверхности вагонки. Он также может изменить оттенок и текстуру древесины.
-
Антисептик для дерева. Антисептики для дерева обеспечивают защиту от гниения и насекомых, которые могут повредить древесину. Они также могут препятствовать появлению плесени и грибков на поверхности вагонки.
-
Пропитка для дерева на основе силикона. Пропитки для дерева на основе силикона обеспечивают прочную защиту от воды, грязи и других внешних факторов. Они также могут улучшить внешний вид вагонки, придавая ей блестящий оттенок.
-
Пропитка на основе воска. Пропитки на основе воска обеспечивают защиту от воды и других внешних факторов, придавая поверхности матовый или блестящий оттенок. Они также могут улучшить цвет и текстуру древесины.
Перед пропиткой вагонки необходимо очистить ее от пыли и грязи, а также шлифовать поверхность, чтобы улучшить сцепление пропитки. Какую пропитку выбрать зависит от конкретной ситуации и предпочтений владельца.